Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» повествует о мальчике Пете, работающем парикмахера. В рассказе противопоставлены жизнь Пети и сам Петя до и после поездки на дачу.
Жизнь мальчика в городе очень тяжела, ему приходится постоянно трудиться и страдать от грубого к себе обращения. Ужасно однообразные, мрачные дни Пети проходят в грязных стенах парикмахерской. Мальчик выглядит уставшим. Он худощав, сутул, и лицо его уже покрыто морщинками, делающими его «похожим на состарившегося карлика».
По счастливому стечению обстоятельств Петя уезжает на время на дачу и буквально попадает в другой мир, где его окружают красота природы, гармония и тепло. Мальчик будто бы оживает и совершенно меняется. Его морщинки исчезают, «будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом». Дни Пети на даче счастливые, беззаботные и полные необычных открытий.
Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда». Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:
* Мы надрывались под зноем, под холодом, * С вечно согнутой спиной, * Жили в землянках, боролись с голодом, * Мерзли и мокли, болели цингой.
Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.
Объяснение:
Противопоставления в рассказе «Петька на даче»
Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» повествует о мальчике Пете, работающем парикмахера. В рассказе противопоставлены жизнь Пети и сам Петя до и после поездки на дачу.
Жизнь мальчика в городе очень тяжела, ему приходится постоянно трудиться и страдать от грубого к себе обращения. Ужасно однообразные, мрачные дни Пети проходят в грязных стенах парикмахерской. Мальчик выглядит уставшим. Он худощав, сутул, и лицо его уже покрыто морщинками, делающими его «похожим на состарившегося карлика».
По счастливому стечению обстоятельств Петя уезжает на время на дачу и буквально попадает в другой мир, где его окружают красота природы, гармония и тепло. Мальчик будто бы оживает и совершенно меняется. Его морщинки исчезают, «будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом». Дни Пети на даче счастливые, беззаботные и полные необычных открытий.