Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность — вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии “Моцарт и Сальери”. В этом его родство с героями других “Маленьких трагедий”. Подобные Сальери люди наделены индивидуалистическим сознанием, все их поступки направлены на удовлетворение своего честолюбия, утверждение личной независимости, превосходства. Счастье для них — утверждение своих духовных принципов, невзирая на жизненные принципы других людей.
Отсюда и подавление всех естественных человеческих чувств: привязанности, любви, дружбы.
Учитель и Ученик. Притча.
Один Ученик попросил Учителя научить его считать. Ученик успешно справлялся с этой наукой, пока не дошёл до пяти. Дальше счет ему не давался. Один, два, три, четыре, пять... А дальше? Тогда Учитель положил перед ним шесть яблок и велел посчитать. Один, два, три, четыре, пять, - считает Ученик, дальше он снова забыл, и от злости, размахнувшись, швырнул шестое яблоко на острые камни. Яблоко разлетелось на мелкие кусочки. "Молодец", - сказал тогда Учитель. "Ты изобрел дроби".