Сенс людського буття
Від усіх живих істот людина відрізняється найбільше тим, що протягом свого індивідуального життя він ніколи не досягає "цілей" життя родової, історичної; в цьому сенсі він - постійно нереализуемости адекватне істота. Така незадоволеність, нереализуемость містять в собі спонукальні причини творчої діяльності, не укладені в безпосередніх її мотивах. Саме тому покликання, призначення, завдання кожної людини всебічно розвивати всі свої здібності, внести свій особистий внесок в історію, в прогрес суспільства, його культури.
Сенс людського буття - це ті цінності, які реалізують люди у своїх вчинках. Людина створює свою власну систему цінностей, свій світогляд, свою картину світу. Часто ця картина містить в собі щось міфологічне, оскільки створюється на підставі поглядів на світ багатьох поколінь, які жили на певному місці до нас і будуть жити після нас. Як правило, до неї також входять "міфи", гасла, стереотипи і забобони, створені не в минулому, а в теперішньому часі, в ту епоху, в якій живемо ми самі. Дуже часто людина будує свою систему цінностей на підставі цінностей, які пропагуються панівною ідеологією, політичною системою або релігією, і в подібному випадку важко говорити про усвідомлене сенс життя.
Здавна людина намагався пізнати себе і знайти своє місце в суспільстві і в навколишньому його природі. Багато мислителів намагалися відповісти на питання: "Для чого живе людина (у чому життєві цінності)? З якою метою прийшов він у цей світ і для чого жити?"
Петруша Гринев несколько раз встречался с народным вождем. Впервые это произошло во время страшной метели по дороге в Оренбург. Вожатый ( а им был Емельян) дает юноше добрый совет переждать буран и выводит его и Савельича ( слугу) к постоялому двору. Рассказчик замечает сметливость своего невольного попутчика, обращает внимание на его крепкое здоровье ( Пугачев был " в одном худеньком армячишке ") В дальнейшем читатель убедится в том, что Пугачев умеет быть благодарным и держит свое слово ( Петруша за услугу дарит ему заячий тулупчик, а когда встретится с ним в Белогорской крепости и его крепостной Савельич напомнит о сем эпизоде - пощадит его). Кроме того, Гринев слышит разговор хозяина постоялого двора с вожатым и почти не понимает Пугачева, который буквально сыпет пословицами и поговорками. Так подчеркивается его природный ум и близость к народу.
Вторая встреча Пугачева и Гринева - после захвата Белогорской крепости. Пугачев называет себя государем. Чтобы произвести впечатление, въезжает на площадь на белом коне в красном кафтане. Во время чтения Указа при вступлении в должность он схитрит по - крестьянски: поручит прочитать его грамотному человеку. Дальнейшие действия вожатого жестоки : он вешает, отрезает языки - словом, ведет себя как злодей ( кто присягает - хорош, остальным- место на виселице ). Мы видим Емельяна глазами простых людей. Казак, посланный за Гриневым ,назвал своего вождя "знатной" персоной как хорошо поесть ( " съел двух поросят"), так и заботящейся о своей гигигене ( "парится ... жарко"). Гринев отмечает демократизм Пугачева ( на военном совете все общались как друзья - товарищи ). Помня о добром поступке Петра, Емельян не просто отпускает его , но и разрешает уехать Марии Мироновой, чьих родителей он казнил, жалует шубу, лошадь и полтину денег.
Емельян - неплохой военный стратег и тактик. Ему верят люди. После поражения под " крепостью Татищевой" нашему герою удается собрать войско.
Последняя встреча персонажей повести состоялась накануне смерти Пугачева. Он кивнул Гриневу , и тут же голову его окровавленную показали народу.
В небольшом произведениии "Капитанская дочка " мастер слова А.С. Пушкин нарисовал сложный , противоречивый исторический и литературный портрет народного защитника Емельяна Пугачева. Писатель рассказал о нем объективно, объясняя все его действия временем, в какое он жил, характером и объяснил любовь к этому реальному герою простых людей.