Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т. п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.
Что стало причиной смерти Матрёны? Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.
В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны — железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.
Три угасшие судьбы — это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.
Рассказ Антона Павловичи Чехова «Переполох» появился в 1886 году в сборнике «Рассказы. Юморески». В рассказе затрагивается одна из главнейших тем русской литературы 19 — 20 веков – тема «маленького человека». Впервые эта тема появляется еще в творчестве Пушкина (Станционный смотритель), ярче всего проявляется в творчестве Гоголя (Шинель, Человек в футляре) и является одной из любимых тем Чехова. Чехов мастерски владел искусством обличать житейские пороки, не прибегая к конкретным обвинениям, он просто описывал жизнь. Рассказ «Переполох» является ярким тому доказательством. В центре повествования девушка Машенька. Получила прекрасное образование и работает в семье Кушкиных гувернанткой. Машенька является представителем «маленького человека». Она провинциальная девушка, небогатая, не из знатной семьи, зарабатывающая собственным трудом, беззащитная, неиспорченная, честная. Сталкивается с типичным представителем «большого человека» — своей хозяйкой Федосьей Васильевной, которая может сделать все, что ей захочется и останется правой. У хозяйки пропала дорогая брошка и две тысячи рублей, поэтому — то поводу в доме переполох. Под подозрением вся прислуга, их обыскивают с ног до головы. Обыскивают и комнату Машеньки. Честная девушка не может принять того, что ее подозревают в краже, не желает мириться с этим и принимает решение уехать. В этот самый момент к ней приходит хозяин Николай Сергеевич и исповедуется ей, что это он виноват в краже, что он устал от своей властной жены, что он тоже, по сути « маленький человек». Николай Сергеевич просит сохранить все в тайне и предлагает Машеньке стать друзьями. Но девушка, столкнувшаяся с таким обманом, предательством и несправедливостью не может принять его предложения. Ее гордость задета и она уезжает. Рассказ «Переполох» показывает всю несправедливость жизни и учит тому, что каким бы положением в обществе человек не обладал, насколько бы богатым он не был, прежде всего, нужно оставаться человеком. Честным, справедливым, тактичным и совестливым.
Что стало причиной смерти Матрёны? Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.
В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны — железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.
Три угасшие судьбы — это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.