Стихотворение написано в 1883 году. А. А. Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии. Пейзаж у А. А. Фета не самоценен, он выявляет жизнь души. «Оригинальность Фета, — приходит к выводу один из исследователей его поэзии Н. Н. Скатов, — состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека». «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А. А. Фета или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству. Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей, и поэт должен помнить это. В стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы. » природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них — у дуба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрасные на них застыли слезы, / И треснула, сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений / Переболит скорбящая душа».
Основной темой лирических произведений художника слова было единение природы и человека. Стихотворение "Учись у них - у дуба, у берёзы" как раз и явилось плодом глубоких раздумий поэта над смыслом человеческого бытия.
Два персонажа, дуб и берёза, как символы мужественности и нежности. Они стоически переносят лютую стужу, чтобы встретить весну, с её пробуждением и обновлением. По мнению поэта, человек также стойко должен переносить жизненные страдания и невзгоды, и этому он обязан учиться у дуба и берёзы.
Параллели человека и этих деревьев повторяются на протяжении всего стихотворения. Используя олицетворения для описания зимы ("всё злей", "сердито рвёт", "за сердце хватает", "холод лютый", "жестокая пора"), автор подчёркивает её силу, которой вынуждены противостоять природа и человек.
В первых двух четверостишиях автор как бы умышленно сгущает краски, чтоб через метамарфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями, свойственны и людям, что в жизни бывают не только счастье и радость, но и горе, но только стойким духом, не потерявшим веру в себя и в то лучшее, что есть и обязательно будет, под силу преодолеть испытыния, уготовленные высшим промыслом.
Именно это и "обещает" поэт в последнем четверостишии. Как и в природе зиму сменит весна ("но верь весне"), так и для человеческой души наступят "ясные дни", "новые откровения", когда "гений весны" принесёт тепло и жизнь. Весна в понимании Фета - это возможность совершенствования и укрепления веры.
Таким образом, поэт в своём произведении вскрывает природу человеческих переживаний, философски ставя вопрос: "Умеешь ли ты с достоинством преодолевать страдания, чтобы постигнуть блаженство восприятия мира?"