Какие литературные герои изображены в приведённых ниже описаниях? Назовите произведения и авторов. Древнерусский князь, который безуспешно пытался избежать осуществления страшного пророчества волхва принять смерть от своего коня. Монах-летописец, который в молодости служил в войске Ивана Грозного и многое повидал, но нашёл счастье в только в монашеской жизни, в исполнении завещанного ему богом долга. Бедный коллежский регистратор, потерявший единственную, очень любимую дочь, которая бежала из родительского дома с проезжим гусаром и которой суждено было всю оставшуюся жизнь жить с чувством вины перед отцом. Московский купец, в кулачном бою убивший царского опричника, оскорбившего честь жены купца. Бедный дворянин, мечтавший создать семью с любимой девушкой и прожить жизнь в честных трудах, но сошедший с ума от горя, так как его возлюбленная погибла в наводнении. Казак, получивший образование в семинарии, который погиб от рук своего отца, наказанный за предательство, совершённое из любви к прекрасной полячке. Княгиня, которая, несмотря на угрозу отцовского проклятия, последовала за мужем-декабристом на каторгу и которой пришлось оставить маленького сына в доме отца. Деревенский мужик, которого приговорили к каторжным работам за то, что он, не понимая возможных последствий своих поступков, откручивал гайки на железной дороге, чтобы использовать их для ловли рыбы. Крепостной, служивший лесником, который из сострадания к бедному мужику поступился своими принципами. Золотых дел мастер, которого укусила за палец собака брата генерала.
По определению автора, А. — мальчик лет девяти-десяти, «умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». В интонации повествователя сказки чувствуется печальная нежность, которую испытывает он к своему герою. Привлекательность образа А. — в его застенчиво-детском ожидании волшебства. Мальчик считает, что дырочки в заборе образовались не от бывших там прежде деревянных гвоздей, а «что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки». Писатель открывает сказочность глазами тонко чувствующего ребенка: забор, курица, кошка, попугай, старушки — таинственный мир, скрывающийся в простых вещах.
А любимую курицу Чернушку, и та открывает ему тайну: под полом, в подземелье, королевство маленьких человечков, где Чернушка — не курица, а главный министр. Ночью, когда все спят, Чернушка тайно приводит А. к королю и тот его награждает. Желание А., высказанное с необдуманной поспешностью, оказывается огорчительно мелким — всегда знать уроки, не уча их. Конопляное семечко, полученное в дар А., но из-за безделья «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный». Когда семечко пропало, А. потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что А. грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для А. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине А. король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.
Время написания сказки совпадает с событиями, потрясшими всю Россию, — сотни людей, связанных с тайными декабристскими обществами, не по своей воле в кандалах отправлялись на каторгу. Закованная цепями Чернушка в человеческом облике министра не могла не вызывать ассоциаций, которыми в ту пору предпочитали не делиться публично. Смысл нравственного урока герою сказки не только в том, что надо старательно трудиться, но в том, что детское легкомыслие (так часто присущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову.
Лит.: Званцева Е.П. Место А.Погорельского в литературе пушкинской поры // Проблемы традиций и новаторства в художественной литературе. Горький, 1978; Шаров А. Волшебники приходят к людям. М., 1974.