Л.Н. Толстой представил два типа людей, которые не только внешне, но и характерами очень разные. жилин — смелый, оптимистичный, храбрый, а костылин — пессимист, труслив, не верит в себя, считает, что за него должны действовать другие. идея рассказа заключается в том, что такой человек как костылин выглядит жалко, его жизнь зависит от других людей и обстоятельств, а жилин — сам кузнец своего счастья. эта мысль подтверждается концовкой рассказа: жилин сбегает из плена не заплатив ни копейки, а костылина освобождают лишь через несколько месяцев за деньги и привозят "еле живого".
первые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.
Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления[1]. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял[1]. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе[1][2].
В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей[1]. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте[3]. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря1941 года и была закончена симфония[1]. (не так кратно но все же..) (и наверно не правильно)
Л.Н. Толстой представил два типа людей, которые не только внешне, но и характерами очень разные. жилин — смелый, оптимистичный, храбрый, а костылин — пессимист, труслив, не верит в себя, считает, что за него должны действовать другие. идея рассказа заключается в том, что такой человек как костылин выглядит жалко, его жизнь зависит от других людей и обстоятельств, а жилин — сам кузнец своего счастья. эта мысль подтверждается концовкой рассказа: жилин сбегает из плена не заплатив ни копейки, а костылина освобождают лишь через несколько месяцев за деньги и привозят "еле живого".