«ашик-кериб» лермонтова — поэтичная восточная сказка, полная приключений и чудес. произведение является записью народной азербайджанской сказки, услышанной поэтом на кавказе и обработанной.
эта сказка о любви двух молодых людей, ашик-кериба и магуль-мегери, и препятствиях, которые они преодолели на пути к своему счастью. главный герой, ашик-кериб, бедняк, который поёт на улице свои песни и этим зарабатывает на жизнь. он влюблён в магуль- мегери, единственную дочь богатого купца, прекрасную и нежную, как газель. ашик-кериб готов покинуть родину и мать, чтобы добыть богатство и жениться на любимой. он бесстрашно
отправляется в путь, претерпевая лишения и опасности. верная магуль-мегери семь лет ждёт его возвращения. не дождавшись любимого, героиня придумывает хитрость с золотым блюдом. ашик-кериб вспоминает возлюбленную, возвращается домой и обретает заслуженное счастье.
эта сказка прекрасна и поэтична. всё заканчивается хорошо и для положительных героев, и для отрицательных. это светлое и доброе произведение никого из читателей не оставит равнодушным.
Городской романс. Конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор и характерные для него шаблонные каденции и секвенции, включая «золотую секвенцию».
Народная баллада - Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно. Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие. Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» - авторский перевод одноименного произведения Бюргера). Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.
Классический романс схож с песней. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно).