Главный герой рассказа иона потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. дворянам, своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. и даже коллега ионы потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика. по мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что ионе потапову надо рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» в этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. и пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может человеку справиться со своим горем. в итоге иона открывается своей лошадке, и этим чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. и пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не , не уйдет в трудную минуту. рассказ, как большинство произведений чехова, пропитан духом реализма. действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. и, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. с одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. с другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков ионы потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее. рассказ «тоска» еще раз доказывает, что антон павлович чехов настоящий мастер слова. несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. с первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным. данное произведение классика актуально и по сей день. люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. а насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, в
Фонвизин высмеивает недоросля, потому что воспитанием занимается прежде всего семья. Также важны учёба, доброта, честность, смелость и др. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ жизни и мыслей. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает. Над необразованостью молодого помещичьего дворянста. Фразы из пьесы стали крылатыми. Если до выхода пьесы недорослями звали молодых дворян, то после выхода её,это прозвище стало нарицательным. Оно обозначало молодого невежественного человека.