главные герои повести николая васильвича гоголя «тарас бульба» - остап и андрий.
большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник тарас бульба. остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в запорожской сечи и совершить подвиг. его девиз – «бой и пиршество». андрий же видел в жизни другой смысл. он учился охотнее брата, интересовался искусством. он не презирал женщин, как отец и другие казаки. андрий, как и остап, признавал отца своим единственным судьей.
и остап, и андрий гордые, с чувством собственного достоинства. оба брата доры, но остап – к андрию, отцу, казакам, а андрий – даже к врагу: он полячку. братья были патриотами, защитниками родины, но андрий не справился со своими чувствами и стал предателем.
остап в бурсе учиться не хотел и даже четыре раза закапывал свой учебник. но когда тарас рассердился и сказал, что остап никогда не увидит сечи, если не выучится в бурсе, остап стал прилежным, трудолюбивым и старательным учеником, одним из первых. он был хорошим, надежным товарищем, бурсаки его уважали, охотно слушались. он был честным и прямодушным – когда его наказывали, он не увиливал. андрий же был изобретательным, хитрым, ловким, избегал наказаний. он предводитель бурсаков, но в то же время скрытный, любит уединение. у него развит эстетический вкус.
уже в первых боях проявилось, что андрий был легкомысленным, отважным, отчаянным и видел в битве «бешеную негу и упоение», «запальчивое увлечение». а остап, хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия.
«о! да это будет со временем добрый полковник! – говорил тарас об остапе, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет! » а про андрия он говорил: «и это добрый – враг бы не взял его! – вояка! не остап, а добрый, добрый тоже вояка! »
битва под дубно - решающее испытание для андрия и остапа. после нее, ночью андрий предел родину, товарищей, семью. а когда на следующий день он выехал бить своих, тарас проклял его и свершил над ним свой суд – убил его.
остапа же взяли в плен, и через неделю повели на публичную казнь. он выносил пытки, как исполин. но когда подошел черед последних мук, он упал духом, ему захотелось повидать отца перед смертью и закричал: «батько! где ты? слышишь ли ты? » - «слышу! » - и этот ответ остапу перенести страдания. остап бульба погиб за родину.
и у андрия, и у остапа было героическое начало, но остап так и остался героем,а андрий не смог совладать со своими чувствами, и они победили разум – андрий предал родину.
первый киевский князь из рода рюриковичей. летопись говорит, что рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, олегу, так как сын рюрика, игорь был в то время мал. три года олег княжил в новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.
олег хитростью завладел киевом, умертвив княживших там аскольда и дира, и сделал его своей столицей, сказав: "это будет мать городов ". объединив славянские племена севера и юга, олег создал мощное государство - киевскую русь. со смертью олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения а.с. пушкина "песнь о вещем олеге". по счету летописца, олег княжил 33 года, с 879 (год смерти рюрика) по 912.
нестор называет олега родичем новгородского князя рюрика. но из других источников известно, что олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь своим личным достоинствам.
он обладал талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. современники прозвали олега вещим. удачливый князь-воин прозван "вещим", т.е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему не удается уйти от своей судьбы. под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, "с могилой ольговой", которая " и до сего дни". это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. в нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже "вещий" князь, не в силах.
волхв - чародей, колдун