М
Молодежь
К
Компьютеры-и-электроника
Д
Дом-и-сад
С
Стиль-и-уход-за-собой
П
Праздники-и-традиции
Т
Транспорт
П
Путешествия
С
Семейная-жизнь
Ф
Философия-и-религия
Б
Без категории
М
Мир-работы
Х
Хобби-и-рукоделие
И
Искусство-и-развлечения
В
Взаимоотношения
З
Здоровье
К
Кулинария-и-гостеприимство
Ф
Финансы-и-бизнес
П
Питомцы-и-животные
О
Образование
О
Образование-и-коммуникации
kgatikha1
kgatikha1
01.07.2020 01:56 •  Литература

какую картину Отношений между властью и народом показывает автор в главе о корени происхождения глуповцев. салтыков-щедрин

👇
Ответ:
Ahau
Ahau
01.07.2020

Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города")

   В системе повествования романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» глава «О корени происхождения глуповцев» имеет важное функциональное значение. Она является как бы отправной точкой для дальнейшего развития сюжета.

   Начинается эта глава с подражания «Слову о полку Игореве»: «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслию по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло».

   В этой главе, как, впрочем, и в других главах «Истории одного города», Салтыков-Щедрин каждый раз пользуется случаем и объясняет читателю, что предметом его сатиры является самодержавие. Писатель высмеивает абсолютизм, монархию как антинародный политический режим. Недаром права одной из претенденток на градоначальнический стол определялись ее происхождением от кавалеров де Бурбон. Салтыков-Щедрин и думать не мог упомянуть где-нибудь в книге, хотя бы вскользь, династию Романовых. Но упоминание знаменитейшей европейской династии достаточно намекало на масштаб обобщения «Истории одного города».

   В главе «О корени происхождения глуповцев» Салтыков-Щедрин искусно пародирует ожесточенные дискуссии середины века о происхождении Руси. Писатель использует этот спор для своих сатирических целей. Он поворачивает его в сторону раскрытия природы самодержавной власти по отношению к народу. Салтыкову-Щедрину удалось, с находчивостью исключительного мастера эзоповского языка, подставить даже современный термин «царь» на место академического, иносказательного «князь». Послы «головотяпов» разговаривают с варяжскими князьями. Князья ставят условия, каждое из которых направлено против народа, а послы отвечают односложным - «так». Потеряв волю, пошли головотяпы восвояси: «Шли головотяпы домой и вздыхали…Вздыхали не ослабляючи и вопияли сильно!» - свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» - говорили они. И еще говорили: «такали мы, такали, да и протакали». Один же из головотяпов, взяв гусли, запел:

   Не шуми, мати зелена дубравушка,

   Не мешай добру молодцу думу думати,

   Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти

   Перед грозного судью, самого царя…

   Таким образом, пародия на современные исторические дискуссии превратилась в полноценное художественное средство для характеристики царской власти с момента ее возникновения.

   В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина интересовала одна проблема – самодержавной власти и народа. В анализируемой главе мы читаем «приговор» головотяпам: «А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами». В этих строках ярко проявляется отношение писателя к русскому народу. Он считает, что народ во многом виноват в своем бедственном и угнетенном положении. Он, по Салтыкову-Щедрину, не умеет жить по своей воле. Народу обязательно требуется царь-батюшка, который будет решать судьбы своих подчиненных.

   Из своего племени глуповцы не смогли выбрать предводителя. Поэтому они начали пытаться найти его на стороне. Причем глуповцы поставили одно «существенное» условие: чтобы предводитель был глупее их. Дело оказалось нелегким: или им отказывали или, «князь» казался не слишком глупым. Но вот, наконец, нашелся и князь. Что хотел, то и получил глуповский народ! Теперь они должны были жить по правилам своего «князя»: «У кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его на-четверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!»

   Но обратного пути для глуповцев уже не было. «…Драма уже свершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами…Так и процветала сия древняя отрасль», - прибавляет летописец.

   Именно глава «О корени происхождения глуповцев» начитает историю правления городом Глуповым, начинает многострадальную, смешную и печальную, историю русского самодержавия.

   Таким образом, необходимость этой главы в повествовании обусловлена. Более того, она дает представление о населении города Глупова, о том, какие градоначальники служили там и как они управляли своими подчиненными. Можно сказать, что сатира Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» не знает пределов. Но иначе и нельзя было охарактеризовать историю «одного города», а вернее, одного государства, на разных этапах его становления и развития

Объяснение:                  

4,4(74 оценок)
Открыть все ответы
Ответ:
Nemo24
Nemo24
01.07.2020

Я считаю, что в книге А.Гайдара "Тимур и его команда" есть много иллюстраций того, как герои повести действуют исходя из понятия "моральный долг". Они добровольно по хозяйству семьям красноармейцев, причем делают это тайно. То есть им не нужна похвала или награда, они потому что понимают необходимость такого поступка. А еще выполнением морального долга можно считать эпизод, где они ловят и разоблачают банду хулигана Мишки Квакина. Ребята так поступили, потому что посчитали это правильным.  

Во многих книгах и фильмах герои поступают именно так, как нужно, хотя не хочется или может быть опасным. Взять, скажем, фильмы о войне. Никто из солдат и офицеров не хотел гибнуть на фронте, но нужно было идти воевать, чтобы защитить свою страну, свои семьи, родных и близких. И даже те, кто по состоянию здоровья мог не воевать, стремились на фронт - как, например, Маресьев из "Повести о настоящем человеке". Это можно считать примером выполнения морального долга.

В жизни мы тоже часто слышим о случаях, когда человек поступает не как хочется, а как нужно - из соображений морального долга. Например, Женя, старшая  сестра моей подруги, в году закончила школу с отличными и могла поступить в институт. Но именно тогда ее бабушку Полю положили в больницу, и некому было присмотреть за домом и хозяйством. Родители навещали бабушку в больнице, покупали ей лекарства, а девушка поехала в село и почти год прожила там, заботилсь о корове, козе и кроликах, содержала в порядке огород. Не думаю, что она мечтала о такой жизни, но так было нужно. Поэтому она отложила свои планы на целый год. Сейчас она учится в университете, а бабушка Поля поправилась и вернулась в село. Она очень благодарна Жене.

4,5(91 оценок)
Ответ:
kudesnik72rusoz03b4
kudesnik72rusoz03b4
01.07.2020
  Пройти мимо или протянуть руку промолчать или сказать правду,отвернуться или заступиться за слабого,смалодушничать или стать героем,может даже посмертно-это наш выбор,который каждый делает сам,но этот выбор обусловлен моральным долгом,людской нравственностью.Моральный долг не прописан в законах,это дело совести любого человека,это выбор,перед которым стоит каждый.
  В жизни вы видим выполнения морального долга очень часто:дети-герои,которые сверстникам при пожарах,вытаскивают товарищей из полыньи,рискуя жизни.Работники МЧС,которые иногда ценой своей жизни оказывают врачи,которые километры несут на руках больных людей-всё это выполнение морального долга.Волонтёры,бескорыстно людям,благодарность родителя за прекрасную жизнь,верность данному слово-это тоже проявление морально долга.
 В литературе очень много произведений,где описан моральный долг:"Евгений Онегин"-Татьяна замужем и она отвергает Онегина,повинуясь моральному долгу.Чехов "О любви" оба главных героя следуют моральным заповедям и не нарушают семейный долг ради сильного чувства.В кино много примеров ,экранизация романа Фадеева "Молодая гвардия"-пример выполнения морального долга комсомольцами."Большая перемена" фильм,где учитель Нестор Петрович в рвением исполняет свой моральный долг,печётся о своих учениках,несмотря,что некоторые старше него.
  Моральный долг-это наша нравственность,наша совесть и только мы сами знаем,насколько чиста наша совесть,перед который каждый отвечает лично.
4,8(61 оценок)
Это интересно:
Новые ответы от MOGZ: Литература
logo
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси Mozg
Открыть лучший ответ