В основе композиции романа лежит принцип зеркальности. Сама композиция строится с нарушением хронологической последовательности. Роман не вмещается в схему -завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Каждая сюжетная линия обнаруживает эти временные критерии по-своему. Сюжет романа строится фрагментарно. События, записанные Печориным, расположены так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер. В романе дан следующий порядок повестей: "Бэла", "Максим Максимыч", "Предисловие к "Журналу Печорина", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: "Тамань2 (следуя на Кавказ, к месту назначения, Печорин остановился в этом южном городке) ; "Княжна Мери" (после участия в военной экспедиции герой едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого) ; "Бэла" (за эту дуэль Печорина отправляют на "линию" в крепость на левом фланге, под начало Максима Максимыча) ; "Фаталист2 (из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем) ; "Максим Максимыч" (через пять лет после этого вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается с штабс-капитаном) . В каждой части герой помещен в иную среду, показан в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада, и благодаря этому он открывается всякий раз с новой стороны. Расположение повестей с нарушением хронологии в жизненной судьбе Печорина создает особую интригу в романе.
Для больного мальчика - заветное желание, а для замёрзшего Нефёда - испытание на жертвенность во имя ребёнка. Цвет тоже не случайно выбран. «Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак или символ». У Бунина в "Лаптях" «белый от снега и холодный дом» (символ «большого горя» - тяжелой болезни умирающего ребенка). Белый цвет с самого начала рассказа также неразрывно связан с красным цветом, который становится, с одной стороны, символом болезни, приближающейся смерти, страданий (ребенок мечется «в жару, в бреду», «весь огнем горит»), с другой – символом надежды на какие-то красные лапти», которые ребенок «как будто вполне разумно», порой приходя в себя, просит, жалобно плача и умоляя).
Сама композиция строится с нарушением хронологической
последовательности. Роман не вмещается в схему -завязка,
развитие действия, кульминация, развязка.
Каждая сюжетная линия обнаруживает эти временные критерии
по-своему.
Сюжет романа строится фрагментарно.
События, записанные Печориным, расположены так, чтобы полнее,
глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер.
В романе дан следующий порядок повестей: "Бэла", "Максим Максимыч",
"Предисловие к "Журналу Печорина", "Тамань", "Княжна Мери",
"Фаталист".
Если же расположить повести в том порядке, в котором события
происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
"Тамань2 (следуя на Кавказ, к месту назначения, Печорин остановился
в этом южном городке) ;
"Княжна Мери" (после участия в военной экспедиции герой едет на воды,
живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого) ;
"Бэла" (за эту дуэль Печорина отправляют на "линию" в крепость на
левом фланге, под начало Максима Максимыча) ;
"Фаталист2 (из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью
станицу, где держит пари с Вуличем) ;
"Максим Максимыч" (через пять лет после этого вышедший в отставку
Печорин по дороге в Персию встречается с штабс-капитаном) .
В каждой части герой помещен в иную среду, показан в разных
обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного
положения и психического склада, и благодаря этому он открывается
всякий раз с новой стороны.
Расположение повестей с нарушением хронологии в жизненной судьбе
Печорина создает особую интригу в романе.