Кто же чацкий: победитель или побежденный? и.а. гончаров писал о главном герое комедии «горе от ума»: «чацкий сломлен количеством старой силы. нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». в словах гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. так кто чацкий: победитель или побежденный? в комедии «горе от ума представлен сложный процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. этот процесс не может произойти в одночасье. требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления. в пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» — чацким, незаурядным умом и желанием действовать во благо своего отечества. старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм. уже в заглавии комедии грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье. в любви чацкий однозначно терпит поражение. софья предпочла чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. а умение «подслужиться» важно в свете. и фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю максима петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. для чацкого же это унижение. он говорит, что «служить бы рад, — прислуживаться тошно». и это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным. любовный конфликт порождает конфликт чацкого с фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. вся комедия – словесная борьба чацкого с московским дворянством. герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. главному герою комедии противно, что фамусов считает ученье «чумой», что скалозуб получил чин полковника не с личных заслуг, а с связей, что молчалин всячески старается угодить фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо отечества. представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. они по-другому жить не умеют и не готовы. поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что чацкий «не в своем уме». объявив чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. герой покидает москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. кажется, что уезжает чацкий побежденным. однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является чацкий – победителем или побежденным – в комедии «горе от ума». он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. но он остался верен своим , и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. вокруг него соберутся единомышленники. кстати, они упоминаются и в пьесе. например, двоюродный брат скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом. чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. позднее это покажет . этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. борьба старого с новым не может длиться вечно. она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. потому-то, как пишет гончаров, в этой комедии чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин».
Петров Андреевич Гринев – главный герой произведения. В самом начале молодой человек выглядит легкомысленным, но благородным: он честно отдает Зурину проигранные сто рублей, хотя Савельич пытается его отговорить. Более того, он приглашает Пугачева, который во время снежной бури проводил их до постоялого двора, выпить чаю и дарует ему свой заячий тулуп, потому что тот «одет слишком легко». Юноша мог на словах отблагодарить вожатого, однако ему хотелось сделать приятное тому, кто ему в трудной ситуации. Когда Петр взрослеет, его доброта превращается в великодушие. Он Марью из плена Швабрина, рискуя жизнью и карьерой. Как мы видим, человек не рождается обладателем великой души, он становится им со временем.После дуэли Гринев просит за своего соперника, Швабрина, чтобы его отпустили из-под ареста, хотя тот говорил много гадких слов о его возлюбленной и даже сильно ранил его. Но главный герой не отличался злопамятностью, к тому же он сблизился с Машей и, чувствуя себя очень счастливым, не хотел оставлять какие-либо недомолвки и негативные эмоции. Юноша понимал мотивы конкурента и решил его простить: «В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». В поведении героя мы видим истинное великодушие, которым он отвечает на месть Алексея. Только так можно победить месть, остановив ее круговорот среди людей. Нельзя отвечать злом на зло, иначе оно никогда не остановится. Петр избавил себя от тяжести мщения и стал счастливым.Безусловно, одним из бескорыстных и великодушных персонажей в повести является Савельич. Он любит своего молодого господина, прощает ему все его обидные слова, не доносит на него, хотя тот совершает много опрометчивых поступков (проигрывает деньги, отдает хороший тулуп, ввязывается в поединок). Великодушие Савельича настолько велико, что оно перерастает в готовность пожертвовать собой ради барина: слуга просит Пугачева помиловать «барского дитятю» и повесить вместо него самого Савельича. Возможно, добродетель дядьки отразилось на характере воспитанника, который не держит зла на людей и готов отдать свою жизнь за других. Очевидно, что человека можно научить доброте, милосердию и великодушию, показывая ему достойный пример для подражания. Это не так сложно, зато очень важно.Пугачев, хоть и кажется главным отрицательным героем в повести, тем не менее, совершает великодушные поступки. Во время казни он не сразу узнает Гринева, но, увидев Савельича, вспоминает доброту юного дворянина и решает его помиловать. Когда Петр Андреевич отказывается целовать ему руку, он не злится и только усмехается: «Его благородие, знать, одурел от радости». Пугачев прекрасно понимает, что тот не воспринимает его как царя, но он помнит доброе к себе отношение и оправдывает офицера перед мятежниками. Эта черта характера обеспечивает герою популярность в народе, ведь он ввязался в эту войну, чтобы всем угнетенным и бедным людям отстоять свои права. Общество всегда ценит великодушие, поэтому оно идет за бунтовщиком, несмотря на его незаконный статус. А вот Екатерина Вторая – мстительная императрица. Она готова обрушить все кары на провинившихся подданных. Видимо, из-за этого простые люди сочувствуют мятежникам и идут против царицы.После откровенного разговора, в ходе которого главный герой признается, что не нарушит клятву и не присоединится к восстанию, самозванец дарует ему свободу. Его впечатляет честность юноши, и он великодушно его отпускает, больше не пытаясь переманить на свою сторону. Главарь мятежников, хоть и жестокий мужчина на великодушные поступки и не боится осуждения соратников.