Объяснение:
Глава первая. Барыня Мавра Ермолаевна
Митя Мышкин жил в селе Закопанка. Когда мальчику исполнилось десять лет, случилась беда — решила барыня продать всю семью Мышкиных. Торги шли на базаре в Чудово, в ряду рядом со скотным. Кривой Савва, которого тоже продавали, подучил Митьку реветь, как только покупатель подойдёт — тогда, глядишь, и не купят. День подходил к концу, а на закопанских мужиков спросу не было. Митька уже успокоился, но тут подошла старая барыня и пожелала купить одного мальчика, хотя продавалась вся семья. Напрасно ревел Митька, напрасно голосила его мама Аксинья, купили мальчишку за три рубля.
Барыня Мавра Ермолаевна была помещицей из бедных. Детей у неё не было, муж-офицер погиб на войне, и барыня жила на пенсию. Крепостных в хозяйстве было двое, Архип и Варвара. Жизнь в доме Мавры Ермолаевны была скучна и тягостна. Вставала барыня с рассветом, следила за хозяйством, кормила гусей, после обеда почивала, и в восемь вечера ложилась спать. По субботам она порола своих крепостных розгами, «чтобы уважали».
Митька Архипа и Варваару, да и спрятал розги под барскую перину. Мавра Ермолаевна сразу заподозрила мальчика и посадила в гусятник, пока не сознаётся. Испугался Митька злого гусака, махнул палкой и сломал ему шею. А тут барыня и розги нашла. Пороли Митьку долго и больно. Потом взяла барыня мальчика в дом, себе в услужение. Тяжело пришлось Мышкину: у барыни бессонница, и ему спать нельзя. Да и попадало Митьке не раз. Решил мальчик бежать, стал у барыни расспрашивать, куда дорога от усадьбы ведёт, нарвался на очередную порку, но бежать не передумал.
Глава вторая. Даша
Усадьба Мавры Ермолаевны граничила с обширными владениями графа Гущина. Управлял графским имением немец Франц Иванович Нейман. Сам граф приезжал в имение только на новый год, с кучей гостей, и затевал разные забавы. Вот и сейчас написал граф управляющему, что посылает в Барабиху артистов из Питера, и велел собрать хор и оркестр из местных мужиков и баб.
Митьку тем временем приставили гусей пасти. Архип выстрогал ему дудочку, и мальчик наловчился на ней играть. Пас как-то Митька гусей на границе с графским имением. Франц проезжал мимо, услышал, как мальчик на дудочке ловко играет, и выкупил его у Мавры Ермолаевны за два мешка овса и старую графскую перину. Поселили Мышкина вместе с доброй тёткой Агафьей и злющей дворовой девкой Палашкой, которая доносила немцу обо всём, что творится в Барабихе.
Имение было огромное, с хозяйственными постройками и псарней, которой командовал Федька, немой и страшный мужик с рваными ноздрями. Собрал немец музыкантов со всех графских деревень, а осенью и артисты приехали. К удивлению Митьки, труппа тоже оказалась крепостной. Об этом мальчику рассказала одна из артисток, девочка Даша, родителей которой тоже продали.
Дети подружились. Митька похвастался подружке, что собирает сухари, чтобы бежать к родителям в Закопанку. Похвастался — и понравилось Мышкину в этом большом имении. Но пути назад не было. Однажды ночью Митька решился бежать, но у тайника, где хранились сухари, его поймала Палашка. Мальчик укусил девку за руку и ушёл. В погоню отправили Фёдора с собаками. Тот мальчика настиг, но Францу не выдал, спрятал у себя на псарне. Через несколько дней Митьку обнаружили и пороли розгами. Досталось и Фёдору. Мальчик понял, что псарь совсем не страшный, а ноздри ему рвали за службу у Емельяна Пугачёва. После порки Митька поправлялся на псарне, Даша и Фёдор не отходили от него, и было мальчику хорошо, как дома.
Между тем наступила зима. Францу не нравилась дружба детей — она отвлекала Дашу от подготовки к новогоднему представлению. Даша была вынуждена попросить Митю не приходить к ней. В день генеральной репетиции Митька не выдержал и тихонько пробрался в зал — уж очень ему захотелось взглянуть на Дашу.
У цій повісті Василь Сухомлинський пародіює традиційний сільський роман, що часто висміюється відразу після його опису. Він використовує мову, що наближається до народної пісні, та жартівливо розповідає про пригоди головного героя Вітька та його друга Галька. Автор витягує жанрові стереотипи і перекручує їх, що створює гумористичний ефект.
Ця пародія використовується для показу безглуздості деяких літературних традицій, а також для підкреслення простоти та незгвалтування дитинства, яке представлене через пригоди Вітька та Гальки.