Герой Троянской войны из царского рода. Главный герой поэмы Вергилия «Энеида». Сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. Сначала не принимал участия в обороне Трои и выступил на стороне троянцев только после того, как Ахилл напал на земли его рода. Сражался с Ахиллом, но потерпел поражение и только благодаря Афродиты и Аполлона.
Также Энею покровительствовал Посейдон, который его раненого. В ночь взятия Трои Эней пытался сражаться, но получил от богов приказ покинуть город. Он ушел с женой, сыном и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. С оставшимися троянцами и священными изображениями богов Эней отплыл на 20 кораблях на поиски нового места жительства. Во время путешествия он посетил Фракию, Македонию, Крит, Пелопоннес и Сицилию, а оттуда направился в Италию. Но Гера послала страшную бурю, и корабли Энея были отброшены к Карфагену. Здесь в героя влюбилась царица Дидона – основательница Карфагена, но Зевс приказал герою покинуть город. Спустившись в подземное царство, он встретился с тенью Анхиса, предсказавшего будущее его потомков. После этого Эней прибыл в Лаций, где его радушно принял царь Латин, давший герою землю для постройки города.
Женившись на дочери царя Лавинии, Эней основал город, названный ее именем, и объединил местных жителей и троянцев в единый народ латинян. В конце жизни Эней был вознесен на небо и стал богом. Потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев.
Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду... Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу? Да, так... я вспомнила. А поймают меня да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай!