Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! » говорит она: «и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на́-волос нет в них» . Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. 2 части
Я думаю, смысл в том, что, простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности- любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимо И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что самое прекрасное в человеке - это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере - все то, что людям кажется привычным и нормальным. Здесь, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир» . В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость. Стремление к единению со сверстниками становится важнейшей жизненной задачей подростка, которая заставляет его размышлять, почему одних нас все любят и к ним тянутся, а другие не находят себе друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.
Смысл этого рассказа в том, что простые люди разной национальности могут найти взаимопонимание, так как едины общечеловеческие ценности, такие как дружба, уважение к человеку. В рассказе "Кавказский пленник" Толстой решает проблему : могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема : есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества.
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! » говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́-волос нет в них» .
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
2 части