рассказ "переполох" - это произведение, где антон павлович чехов блистательно продолжает тему "маленького человека", открытую его великим предшественником николаем васильевичем гоголем.
, как всегда у чехова, проста и незамысловата.
молоденькая гувернантка машенька павелецкая, вернувшись в дом своих хозяев, убеждается, что в её комнате производился обыск. у хозяйки - федосьи васильевны, пропала дорогое украшение и под подозрением в краже находится вся прислуга.
нет у федосьи васильевны ни малейших сомнений в том, что все её действия достойны и приличны - как же - она ищет вора.
машенька принимает решение покинуть дом своих хозяев, не находя в себе сил продолжать жить там с клеймом воровки.
но тут николай сергеевич признаётся машеньке, что украшение взял он. казалось бы, человек искренне извиняется за причинённое оскорбление, но, извиняясь, николай сергеевич уже давно простил себя за всё. и дом, и драгоценности - это его собственность, потому он всего лишь взял своё.
не забывает николай сергеевич машеньку, что ни при каких обстоятельствах в краже не признается.
он совершенно искренне пытается удержать машеньку от ухода, недоумевая, неужели такой пустяк, как плевок в душу, может подвигнуть человека на столь решительный поступок.
и мы испытываем не меньшее омерзение по отношению к мягкому и нерешительному николаю сергеевичу, как и к его самодовольной и хамоватой .
чехов не трибун и не обличитель, пригвождать к позорному столбу - не его функция. он рассказал маленькую житейскую и, как всегда, право сделать выводы предоставил читателю.
Первые навыки в живописи приобрёл в школе военных топографов. В 1863 г. учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, в 1864—1871 гг. — в Академии художеств.
Под впечатлением путешествия по Волге написал картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла мне известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.
В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. я достиг вершины мастерства. Вернувшись в Россию, сначала поселился в родном Чугуеве, затем в Москве, а в 1882 г. переехал в Петербург.
В 1878 г. я примкнул к группе передвижников. Основная тема моего творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.).
Позднее обратился к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же проявил себя как блестящий портретист: написал портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, я создал свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).
В 90-х гг. временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции.
В 1893 г. был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора.
Среди моих учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.
С 1899 г. жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, я, не одобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России (большинство из них хранятся в Третьяковской галерее). Умер 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области)