Казалось бы, мотив самый обыденный, нет здесь ни интриги, ни захватывающего сюжета, а зритель стоит как зачарованный. Видимо, художнику удалось каким-то непостижимым образом сохранить детскую непосредственность души, которая ему залюбоваться наивной прелестью этих сказочных золотых рыбок и «заразить» своим восхищением нас. Матисс более десяти раз обращался к этому мотиву, менял в разных вариантах то композицию, то форму аквариума, то колорит. Например, в картине, находящейся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он отодвинул сосуд с рыбками к левому краю полотна, а в центре поместил вазу с красными цветами, рядом с которой на фоне окна виднеется статуэтка лежащей женщины. Благодаря гармонии нежных воздушных красок, эта вещь пронизана таким покоем, будто в самом деле картина подобна креслу, которого, по словам художника, после суеты и трудов заслуживает зритель. В московском полотне царит другое настроение — приподнятое, радостное, и создано оно цветом. Красные рыбки являются не только композиционным, но и колористическим центром картины, а яркие зеленые листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют еще ярче гореть красные пятна. Именно по сияющим краскам мы сразу узнаем Матисса, и благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаза. Кажется, что у автора таких красочных полотен жизнь была легкой и безоблачной, однако на самом деле это не так. Чтобы состояться как профессионалу и остаться верным своим творческим принципам, художнику пришлось преодолеть немало трудностей. «Успеху и легкой славе Матисс предпочел испытания, борьбу и горькую честь удовлетворения собой», — так напишет о художнике в 1907 году известный критик Роже Маркс. На поиски своего стиля Матисса вдохновляло творчество Гогена и особенно Сезанна, он даже приобрел его картину «Купальщицы» , с которой не расставался и в свои самые трудные годы. Постепенно красочная гамма в работах Матисса становится все более звучной, вслед за Сезанном он пытается строить форму при цвета. Однако живописные находки художника поначалу не встретили одобрения публики, более того, когда в 1905 году в Салоне независимых Матисс и его друзья выставили свои картины, это вызвало настоящий скандал. Необычная яркость красок и грубость форм шокировали публику. Эти работы казались примитивными и варварскими, и потому художников, которые их создали, присутствовавший на выставке критик Леон Воксель назвал «дикими» (по-французски «fauves» — хищные, дикие звери) . Слово «фовизм» утратило свой первоначальный оскорбительный для художников смысл только после того, как стало названием целого направления в живописи ХХ века. И хотя это направление оказалось недолговечным, искусство Матисса неотделимо от него, он всегда серьезно относился к тем принципам, которые объединили фовистов. Ведь за внешней грубостью их техники и кричащих красок скрывалось стремление вернуть живописи первозданную силу, вдохнуть в нее современное ощущение жизни и усилить воздействие искусства на зрителя. Картина «Красные рыбки» была написана Анри Матиссом в своей мастерской в Иссиле-Мулино под Парижем, где ее в 1912 году приобрел С. И. Щукин. Среди всех картин художника с рыбками в аквариуме, московское полотно считается лучшим. Это — подлинный шедевр, не оставляющий никого равнодушным. Как писал Матисс, «если художник искренен, человечен и созидатель, он всегда найдет отклик в последующих поколениях».
Борьба добра и зла, лихорадочное стремление обрести смысл жизни, решить для себя, в чем нравственные принципы поведения человека, на что должна опираться совесть человека, содержится ли истина в религиозной вере или атеистическом безверии — таков круг вопросов, которые ставят многие писатели, поэты, философы. писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины. это чутко воспринял и точно выразил н. а. бердяев: “в у великих писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо мира. вся наша xix века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. в самых значительных своих произведениях она проникнута религиозной мыслью. соединение муки о боге с мукой о человеке делает христианской даже тогда, когда в сознании своем писатели отступали от христианской веры”. вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время — “добро и зло” ярко выражена в произведении гоголя “вечера на хуторе близ диканьки”. с этой темой мы встречаемся уже на первых страницах повести “майская ночь, или утопленница” — самой красивой и поэтической.
Добро - это гармония мира и его гармоничное развитие. Зло - разрушение гармонии; это противопоставление добру и препятствование мировым благам и целям. Одно без другого просто не может существовать, и поэтому они должны надеяться на понимание своих творцов.
"Нет худа без добра",
Так говорил Плиний Старший - известный римский писатель-эрудит. Поступки каждого человеа можно разделить на хорошие и плохие. Они - сущность нашей души, характеристика качеств и недостатков, заложенных в нас. В действительности подавляющее большинство людей, хоть и являются по своей сути добрыми, но они, тем не менее, осквернены злом, то есть подвержены искушениям, одержимы грехами и пороками, не застрахованны от ошибок. И каждый человек может в любой момент перейти на сторону зла, начать действовать методами зла, стать разрушителем мира и его частей. Это самое страшное, что только может существовать в этом мире. Зло заключается в страданиях, муках и терзаниях людей. Оно погубить миллионы, но при этом мало, кто может его остановить. Я помню врача, который, казалось бы, благодаря своему искусству врачевания, делает добро и нуждающимся, но вто же время брал взятки и эксплуатировал людей. Разве это не зло? Мучать людей и наслаждаться плодами своего грехопадения? Зло! И я надеюсь, что в дальнейшем каждый из нас постарается сдерживать свои тёмные стороны, которые, как я надеюсь, проявятся не очень скоро.
Матисс более десяти раз обращался к этому мотиву, менял в разных вариантах то композицию, то форму аквариума, то колорит. Например, в картине, находящейся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он отодвинул сосуд с рыбками к левому краю полотна, а в центре поместил вазу с красными цветами, рядом с которой на фоне окна виднеется статуэтка лежащей женщины. Благодаря гармонии нежных воздушных красок, эта вещь пронизана таким покоем, будто в самом деле картина подобна креслу, которого, по словам художника, после суеты и трудов заслуживает зритель.
В московском полотне царит другое настроение — приподнятое, радостное, и создано оно цветом. Красные рыбки являются не только
композиционным, но и колористическим центром картины, а яркие зеленые листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют еще ярче гореть красные пятна. Именно по сияющим краскам мы сразу узнаем Матисса, и благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаза. Кажется, что у автора таких красочных полотен жизнь была легкой и безоблачной, однако на самом деле это не так. Чтобы состояться как профессионалу и остаться верным своим творческим принципам, художнику пришлось преодолеть немало трудностей.
«Успеху и легкой славе Матисс предпочел испытания, борьбу и горькую честь удовлетворения собой», — так напишет о художнике в 1907 году известный критик Роже Маркс. На поиски своего стиля Матисса вдохновляло творчество Гогена и особенно Сезанна, он даже приобрел его картину «Купальщицы» , с которой не расставался и в свои самые трудные годы. Постепенно красочная гамма в работах Матисса становится все более звучной, вслед за Сезанном он пытается строить форму при цвета. Однако живописные находки художника поначалу не встретили одобрения публики, более того, когда в 1905 году в Салоне независимых Матисс и его друзья выставили свои картины, это вызвало настоящий скандал. Необычная яркость красок и грубость форм шокировали публику. Эти работы казались примитивными и варварскими, и потому художников, которые их создали, присутствовавший на выставке критик Леон Воксель назвал «дикими» (по-французски «fauves» — хищные, дикие звери) . Слово «фовизм» утратило свой первоначальный оскорбительный для художников смысл только после того, как стало названием целого направления в живописи ХХ века. И хотя это направление оказалось недолговечным, искусство Матисса неотделимо от него, он всегда серьезно относился к тем принципам, которые объединили фовистов. Ведь за внешней грубостью их техники и кричащих красок скрывалось стремление вернуть живописи первозданную силу, вдохнуть в нее современное ощущение жизни и усилить воздействие искусства на зрителя.
Картина «Красные рыбки» была написана Анри Матиссом в своей мастерской в Иссиле-Мулино под Парижем, где ее в 1912 году приобрел С. И. Щукин. Среди всех картин художника с рыбками в аквариуме, московское полотно считается лучшим. Это — подлинный шедевр, не оставляющий никого равнодушным. Как писал Матисс, «если художник искренен, человечен и созидатель, он всегда найдет отклик в последующих поколениях».