Основной проблемой текста можно назвать сострадание к поверженному врагу. Человечность долна проявляться всегда. Научиться видеть во враге человека сложно, но именно это оставляет нас самих людьми.
Вс темами произведения можно назвать:
единство всех людей в борьбе со смертью;умение прощать.в романе «мастер и маргарита» ясно показана относительность добра и зла. зло в книге существует по своим законам, но иногда, контактируя с реальностью, вершит справедливость.
часто от несправедливости в романе хорошие, порядочные люди. но обычные порядочные люди воланду и его веселой дьявольской компании неинтересны, они не стремятся спасти всех. а вот кто им действительно небезразличен – это люди талантливые, способные расширить горизонт своего сознания и охватить мыслью мир во всем его многообразии, никого не осуждая, живя в гармонии со вселенной.
именно такими людьми, по замыслу автора, оказываются мастер и маргарита. он – пророк, способный зреть сквозь время и понимать важные события настолько реально, как будто сам был их свидетелем и участником (а может быть, сценаристом и режиссером – а чем черт не шутит, может быть, мастер – это еще одна ипостась бога). маргарита – идеальная спутница пророка, похожая на собирательный образ всех марий из нового завета. она самозабвенно любит его, а, кроме того, она способна предельно ясно понимать его идеи. есть, кстати, мнение, что магдалина считалась грешницей лишь потому, что не принадлежала к иудейской религии. в своем роду она была наделена тайными знаниями, то есть тоже была понимающим человеком. не случайно именно она оказалась идеальной спутницей спасителя.
главный «грех» писателя для советской цензуры был озвучен им самим в первой главе устами берлиоза, критикующего ивана бездомного. в те времена главной целью пропаганды было убедить народ в том, что иисуса не было в принципе, а не в том, хорош он или плох. своей булгаков поставил показать в романе не только реальность иисуса, но и реальность его оппонента – дьявола. а более глубокая мораль здесь, по-моему, такова: сколько веревочке ни виться, концу - быть, то есть каждый неизбежно получит по заслугам.
Мы находимся в самом сердце столицы, в историческом месте-перед Красной площадью.Поднимаясь по Васильевскому спуску и оставляя за собой набережную Москвы-реки, мы предстаём перед уникальным творением зодчих ХVI века, собором Василия Блаженного.Слева мы видим башню Кремля, с главными курантами страны.Перед собором находится лобное место и памятник памятник Минину и Пожарскому.Чуть правее начинаются торговые линии ГУМа, Верхние торговые ряды архитектуры ХIХ века.Напротив ГУМа располагается Сенатская башня и Мавзолей Ленина.Впереди, в конце площади, высится здание Исторического музея, с примкнувшими к нему зданиями монетного двора и Московской городской думы.Красная площадь предстаёт перед нами во всём своём величии, но чтобы обойти все её достопримечательности, потребуется несколько часов.
1. Проблема сострадательного отношения к пленному врагу.
(Кто сострадать (сочувствовать) пленному врагу? )
Война, жестокая и беспощадная, не только уничтожает в человеке доброту и сострадание, но и в отдельных ситуациях позволяет открыть лучшие качества человеческой натуры. И тот, кто осознает ценность своей и чужой жизни на сострадательное отношение даже к пленному врагу, вне зависимости от обстоятельств.
2. Проблема объединения враждующих людей.
( Что может объединить враждующих людей? )
Общая беда, трагедия объединить враждующих, потому что ничто не может уничтожить в людях человеческое — сострадание и доброту.
3. Проблема влияния человечества на ход истории.
( Может ли человечество влиять на ход истории? )
Человечество может обуздать беспощадную историю только единением и милосердным отношением друг к другу.