Трагическое и контрастное лицо Петербурга в повести. Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь "он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него... ". Таким предстает перед нами Петербург Н. В. Гоголя-город обмана, разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных людей…
Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный счасливее достойного.
Весна 1827 года застала Александра Пушкина в Санкт-Петербурге, куда поэт смог вернуться после южной ссылки и вынужденного заточения в родовом поместье Михайловское. За долгие 7 лет, проведенных в изгнании, Пушкин успел позабыть, как выглядят летние ночи, как пахнет молодая трава и насколько привлекательными могут быть грациозные юные барышни.Чувство одиночества усугубляется разлукой с любимой женщиной – графиней Елизаветой Воронцовой, супругой губернатора Новороссии, с которой поэт познакомился в Одессе. Она ответила ему взаимностью, однако об этом романе стало известно супругу графини. Который приложил массу усилий, чтобы в прямом смысле слова избавиться от конкурента. Так или иначе, но при непосредственном ходатайстве Воронцова Пушкин получил возможность оставить службу в Одессе и был фактически помещен под домашний арест в Михайловском. Однако долгожданное разрешение вернуться в Санкт-Петербург не принесло поэту облегчения, так как мысленно он был в солнечной и пыльной Одессе, где оставил свое сердце.Поэтому в стихотворении «Весна, весна, пора любви…», созданном в 1827, автор признается, что ее явление для него весьма тяжело ведь былой радости, с которой поэт когда-то воспринимал преображение мира, нынче он не испытывает. Теперь Пушкин с горечью отмечает «томное волненье» в душе и в крови, связанное с тем, что он разлучен с любимой. Поэт понимает, что вряд ли судьбе будет угодно вновь устроить встречу с этой женщиной, ведь после бурного выяснения отношений с графом Вороновым путь в Одессу ему заказан. Тем не менее, надежда, питаемая любовью, все еще жива, и именно она заставляет Пушкина испытывать смесь радости и горечи. Он признается, что в тот момент, когда весна вступает в свои права, даря тепло и ласку первых солнечных лучей, его сердцу чуждо наслажденье. «Все, что ликует и блестит, наводит скуку и томленье», — отмечает автор. Его настроению сейчас созвучна холодная и лютая зима, в снежной вьюге которой замерзают все чувства и исчезают желания. «Отдайте мне метель и вьюгу и зимний долгий мрак ночей», — просит поэт.
Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь "он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него... ".
Таким предстает перед нами Петербург Н. В. Гоголя-город обмана, разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных людей…
Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный счасливее достойного.