Купава - любвеобильная дама. Любовь - смысл её жизни. Ради неё она готова на всё/Однажды её предает её возлюбленный Мизгирь и ей приходится искать утешение с пастушком Лелем.
Снегурочка не знает, что такое любовь, она дитя холода. Она не понимает, почему все парни готовы за неё в лепешку расшибиться. Но именно на неё обратил внимание Мизгирь - несостоявшийся возлюбленный Купавы. В итоге Купава злится на Снегурочку. И Снегурочка заявляет, что она чужая здесь. В этом она и проявляется. Ей чужды законы берендеев. Её место не здесь.
Рассказ "Матренин двор" заставляет прежде всего задуматься о смысле человеческой жизни, о том, что в ней справедливо, а что нет, и почему некоторым людям бог или судьба посылает страшные испытания, от которых некоторые ломаются, а другие становятся сильнее и чище душой. С одной стороны Матрене, главной героине, вроде не позавидуешь, она осталось на старости лет одна, она потеряла мужа, она потеряла детей, она прожила трудную, полную лишений жизнь, она оставила на колхозных полях и в Барских болотах свое здоровье и свою молодость, и вместе с тем образ Матрены необычно светел, она словно сияет каким-то внутренним светом, который заставляет её другим, оставаться доброй и безответной. Матрена живет как умеет, по совести и никогда в жизни не делали ничего постыдного. Не зря наверное ее сравнивают с праведницей, с теми русскими женщинами, на которых держится наша земля.
У камня, где отдыхали ребята, "довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо". Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором (еще говорят: "на распутье"). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает трудный путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька - по плотной. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И "до того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему". Как в сказках действуют чудесные конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в "Кладовой солнца" на детям приходит собака - "вернейший друг человека", а противостоит ей волк - злейший враг человека, "самой злобой своей обреченный на гибель".