1) Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см.миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ,предание, быличка).2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть»[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна[источник не указан 1013 дней].Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. Сказ – этоэто своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это - художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения.
В произведении Лескова "Человек на часах" тема человечности занимает главную роль. Люди создали правила , и решили придерживаться и жить и по правилам. В данном произведении мы видим, что невозможно порой сочетать правила и человечность. И приходиться делать мучительный выбор. Солдат Постников очень сильно страдал от необходимости такого выбора, с одной стороны система, которая навязывала правила не покидать пост ни в коем случае, даже под страхом расстрела, а с другой стороны жизнь человека, тонущего в холодных водах реки Невы. И все же, Человек на часах делает выбор в пользу утопающего, рискуя собственной службой и здоровьем. Конечно, дабы не придавать огласке поступок часового, и что система работает по правилам, решают приписать подвиг постороннему человеку, а солдату "двести палок" за то, что посмел пойти против правил. Но часовой и этому рад, и человека и "доволен", что наказание такое "мягкое". Произведение учит нас не забывать о том , что в первую очередь мы Люди, и должны оставаться людьми в любых ситуациях . Только тогда ты можешь называться Человеком с большой буквы!