В сказке "Черная курица" Алеша в своем сне вместе с Чернушкой отправился в подземелье. За свое Чернушка подарила мальчику волшебную семечку и познакомила с добрыми подземными жителями. Но когда человек получает что-то без особого труда, он не ценит это должным образом. Именно поэтому Чернушка с жителями подземелья ушла, пока Алеша не понял, что не ценя доброту и отзывчивость, можно очень легко потерять это. Именно поэтому читатель понимает, что за всякое доброту нужно быть благодарным.
http://vashurok.ru/questions/chemu-nauchil-son-alyoshi-v-skazke-chyornaya-kuritsa-ili-podzemnie-zhiteli
жил-был когда-то злой и жестокий царь шахрияр. он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. отцы и матери прятали от царя шахрияра своих дочерей и убегали с ними в другие земли.скоро во всем городе осталась только одна девушка — дочь визиря, главного советника царя,— шахразада.грустный ушел визирь из царского дворца и вернулся к себе домой, горько плача. шахразада увидела, что он чем-то огорчен, и спросила: — о батюшка, какое у тебя горе? может быть, я могу тебе? долго не хотел визирь открыть шахразаде причину своего горя, но наконец рассказал ей все. выслушав своего отца, шахразада подумала и сказала: — не горюй! отведи меня завтра утром к шахрияру и не беспокойся — я останусь жива и невредима. а если удастся то, что я задумала, я спасу не только себя, но и всех девушек, которых царь шахрияр не успел еще убить.сколько ни визирь шахразаду, она стояла на своем, и ему пришлось согласиться.а у шахразады была маленькая сестра — дуньязада. шахразада пошла к ней и сказала: — когда меня к царю, я попрошу у него позволения дослать за тобой, чтобы нам в последний раз побыть вместе. а ты, когда придешь и увидишь, что царю скучно, скажи: «о сестрица, расскажи нам сказку, чтобы царю стало веселей». и я расскажу вам сказку. в этом и будет наше спасение.а шахразада была девушка умная и образованная. она прочитала много древних книг, сказаний и повестей. и не было во всем мире человека, который знал бы больше сказок, чем шахразада, дочь визиря царя шахрияра.на другой день визирь отвел шахразаду во дворец и простился с ней, обливаясь слезами. он не надеялся больше увидеть ее живой.шахразаду к царю, и они поужинали вместе, а потом шахразада вдруг начала горько плакать.
— что с тобой? —спросил ее царь.— о царь,— сказала шахразада,— у меня есть маленькая сестра. я хочу посмотреть на нее еще раз перед смертью. позволь мне послать за ней, и пусть она посидит с нами.— делай как знаешь,— сказал царь и велел дуньязаду.дуньязада пришла и села на подушку возле сестры. она уже знала, что задумала шахразада, но ей все-таки было страшно.а царь шахрияр по ночам не мог спать. когда наступила полночь, дуньязада заметила, что царь не может заснуть, и сказала шахразаде: — о сестрица, расскажи нам сказку. может быть, нашему царю станет веселей и ночь покажется ему не такой длинной.-— охотно, если царь прикажет мне,— сказала шахразада. царь сказал: — рассказывай, да смотри, чтобы сказка была интересная. и шахразада начала рассказывать. царь до того заслушался,что не заметил, как стало светать. а шахразада как раз дошла до самого интересного места. увидев, что всходит солнце, она замолчала, и дуньязада спросила ее: — ну, а дальше что было, сестрица? — дальше я расскажу вам вечером, если только царь не велит меня казнить,— сказала шахразада.царю хотелось услышать продолжение сказки, и он подумал: «пусть доскажет вечером, а завтра я ее казню».утром визирь пришел к царю ни живой ни мертвый от страха. шахразада встретила его, веселая и довольная, и сказала: — видишь, отец, наш царь пощадил меня. я начала рассказывать ему сказку, и она так понравилась царю, что он позволил мне досказать ее сегодня вечером.обрадованный визирь вошел к царю, и они стали заниматься делами государства. но царь был рассеян — он не мог дождаться вечера, чтобы дослушать сказку.как только стемнело, он позвал шахразаду и велел ей рассказывать дальше. в полночь она кончила сказку.царь вздохнул и сказал: — жалко, что уже конец. ведь до утра еще долго.— о царь,— сказала шахразада,— куда годится эта сказка в сравнении с той, которую я бы рассказала тебе, если бы ты мне позволил! — рассказывай скорей! — воскликнул царь, и шахразада начала новую сказку.а когда наступило утро, она опять остановилась на самом интересном месте.царь уже и не думал казнить шахразаду. ему не терпелось дослушать сказку до конца.так было и на другую, и на третью ночь. тысячу ночей, почти три года, рассказывала шахразада царю шахрияру свои чудесные сказки. а когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей: — о шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.
Ранние стихи Есенина посвящены теме деревенского быта. В стихотворении «В хате» описан мир русской избы глазами ребёнка. В это мир постоянного движения, и такие образы, как «старый кот у парного молока» , «кудлатые щенки» , «квас у порога» , «мать с ухватом» - зарисовка момента – это подчёркивают. Спустя секунду картина изменится, но неизменна будет её пестрота. В гармонии, словно единой семьёй, живут люди и домашние животные, причём такое единение всего живого видно и за пределами избы, где «кленёночек маленький матки зелёное вымя сосёт» . Взгляд поэта необыкновенно остр и точен, его превращения неживого предмета в часть единого природного организма достойна самой высокой оценки. Природа становится органичным наполнением для образа родины для поэта, поэтому конкретные образы сливаются в образ родного края:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Именно такое пёстрое «природное» наполнение делает сам образ незабываемо многоцветным и ярким. Своего пика вдохновение и восторг поэта достигают в цикле «Радуница» . Центральное стихотворение из цикла – «Гой ты, Русь, моя родная… » Лирический герой предстаёт в нём как паломник, захожий богомолец, который успел обойти всю нашу благодатную землю и которому есть что рассказать о ней. Его впечатления отражают всё то, что дорого простому русскому человеку: и низенькие околицы, и образа в ризах, и звонкий девичий смех – всё это чрезвычайно красиво именно потому, что так близко и понятно. Завершает картину восхищения родным краем красочная деталь, отражающая позицию автора:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою» .
Таким образом, очевидно, что именно любовь к родине определяет основной пафос Есенинской лирики. Однако постепенно границы видения поэта раздвинулись шире, и он затронул философское наполнение темы родины. В основе – сочетание земного и небесного начала. «Душа грустит о небесах, / Она нездешних нив жилица» , - заявляет поэт, что означает, что, хотя он очень любит свою родину, душа его стремится к горним высотам. Однако перу поэта принадлежат и такие строки:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Они означают, что небо и земля вовсе не разделены для поэта, они словно смотрятся друг в друга, соединяются в единое целое. Как ни странно, точкой их пересечения становится для Есенина не что иное, как русская изба, которая четырьмя углами стоит на земле, а коньком устремлена в небо. Как мы видим, образ повторяется, но на самом деле не столь важен сам по себе образ, сколь значимы его цветовые эпитеты: изба становится золотой (поэтому образ обретает символическую окраску) , а Русь – голубой, синей, то есть небесной. Фактически, поэт придумал своё собственное, близкое ему, замещение традиционного сочетания «Святая Русь» :
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть. и т. д.