поэзия Анны ахматовой
посвящения Александру Пушкину
Это стихотворение было написано в 1911 году в Царском Селе о Пушкине-лицеисте. В нём всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо. Как удачно выбрано слово "лелеем". Не "слышим", не "помним", а именно лелеем, то есть любовно бережем в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны - живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина выражено двумя малыми деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу, и она рядом с лицейской треуголкой лежит на земле. Следует добавить, что строка "Еле слышный шелест шагов" подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест - возможно, от осенней опавшей листвы.
Вообще, вспоминая об Ахматовой, перед нами неуклонно возникает образ Пушкина. Гений Пушкина, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на литературу девятнадцатого века, вошедший в историю, как "золотой век" русской поэзии. Но и лучшие поэты "серебряного века" сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии.
В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. По словам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн (литературоведа). в этом стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной Андреевной: сочетание конкретного ощущения его личности ("здесь лежала его треуголка") и всеобщего поклонения национальному гению ("и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов").
У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Не даром это стихотворение написано в моём сборнике первым, ведь именно с произведений Пушкина и питались начальные ручейки её гениального творческого потока.
Давным давно жил был на свете злой человек.Жил он один одинешенек в маленьком домике на окраин глухой худой деревушки. Семьи у него не было и никто с ним не водился. Сидел он дома и вздыхаал, а потом выходил на улицу и творил зло. Уж нет счета его деяниям.
На другой окраине жил человек настолько светлый и добрый, что и не описать словами.
Жили они в одной деревушке и однажды довелось им встретиться. Посмотрел Добряк на дом его и видит: детвора шумит, зовёт его, обзывает злого Чудака, а как тот выходит, так разбегается; все в округе то и делают, что обижают его.
-Что ж вы делаете? Кто ж там живёт?
-Не человек, Батюшка, а Сатана!
Зашёл в дом Добряк и ужаснулся: кругом всё некрасиво, грязно, не хозяйственно.
-Кто там? Я не звал никого! А ну-ка катись, пока не обидел- послышался глухой голос.
-Я к тебе с вопросом пришёл: ты почём всех обижаешь?
-Не твоё дело, катись!
-Ну уж нет, я добру тебянаучить хочу!
-А что такое добро?
-Смотри, горимычный! - сказал Добряк и Чудаку навести порядок в доме. Поставил он самовар, заварил добротный чай и сел о жизни раговаривать, мол, так и так надо добро делать.
-А я добра в жизни не видовал, - вздохнул Чудак. Вишь как все не любят меня.Что, не человек я что ли? Руки, ноги есть1
-Не в руках дело! Надо сердцем жить, понимаешь? Если будешь делать людям добро, то тебе самлму добротно и спокойно будет. Вот как я? Видишь?- и показал Добряк на весь уют, наведенный им.
-Вот оно, добро...
И сосзвал тогда Чудак народ и извенился перед всеми. Тогда он пообещал всем, что будет отныне всем как это делает Добряк.
Объяснение:
Звезды (неподвижные звезды) , освещающие ночное небо, считаются символами космического порядка из-за своего движения вокруг Полярной звезды (мировой оси) , а также чувственной картиной не всегда распознаваемого «света сверху» . Во многих мифологиях они воспринимаются как умершие люди, взятые на небо.
Иудейское космологическое умозрительное суждение представляет каждую звезду охраняемой ангелом, созвездия — группами гармонично сотрудничающих небесных духов. В христианской иконографии изображения звезд указывали на небесное событие (орнаменты в виде звездного неба украшали потолки еще древнеегипетских склепов) . Богоматерь Мария изображалась не только стоя на месяце, но и окруженной святым сиянием (нимбом) в виде звездной короны. Многочисленность звезд считалась символом неисчислимого потомства Авраама. Символом Христа является «светлая утренняя звезда» (Апокалипсис, 22,16). Большое значение имеет «Вифлеемская звезда» , чаще всего изображаемая восьмиконечной, которая вела трех волхвов («царей» ) Востока к яслям, где родился Христос.
Шестиконечная звезда, образованная двумя наложенными друг на друга треугольниками, считалась магическим символом царя Соломона (sigillum Salomonis) и щитом Давида (scutum Davidis) — гексаграмма. Пятиконечная звезда — пентаграмма, называемая также «колдовским отпечатком» , играет большую роль в магических преданиях и считается благодатной, если ее вершина обращена вверх, но в противоположном случае считается знаком черной магии.
В Древнем Китае звезды внимательно изучались (во II в. н. э. их насчитывали 11 520). Они играют в народных обычаях и сказаниях большую роль; каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде» .
Книга символов. Гексаграмма и пентаграммаВ символике вольных каменщиков «пылающая звезда» (чаще всего пятиконечная, с венцом из лучей и буквой «G» в центре, которая должна означать геометрию, Бога или познание) имеет значение как символ света духа, освещающего весь мир, при этом в отношении толкования символа все же нет единства.
Индейцы перуанского царства инков считали звезды «служительницами Луны, и поэтому им оставлялось место (в храме Куско) рядом с госпожой, на котором они во время своего услужения могли бы быть как можно ближе к своей госпоже; так как индейцы полагали, что звезды блуждали по небу с Луной, а не с Солнцем, в качестве ее служительниц, так как их видно было ночью, а не днем» . В мексиканском царстве ацтеков звезды считались явлениями на небесном своде первых павших или пожертвованных воинов и также поэтому воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов. «Падающие звезды» истолковывались в древних культурах по-разному, например как предзнаменование смерти значительных людей (Древний Китай) или как предзнаменование рождения ребенка, душа которого падает с неба на землю, чтобы здесь пробудиться к жизни.
Народные выражения типа «родиться под счастливой звездой» или «находиться под неблагоприятной звездой» связаны с популярными астрологическими представлениями. «Желать звезду с неба» означает хотеть что-либо в действительности невозможное, похожее на выражение «хотеть хватать звезды с неба» . Человек может напиться до такого состояния, когда, согласно поговорке, перед его глазами возникает иллюзия звездопада.