В творчестве А.Грина, который был во многом близок к романтизму, пейзаж играет большую роль и в первую очередь используется как инструмент для передачи душевного состояния героя, при чем не только в данный момент, он охватывает целый этап жизни персонажа. В "Алых парусах" А.Грин использует прием т.н. психологического параллелизма - соотнесенность человеческой жизни с жизнью природы. Обратимся к тексту 2 главы: «…В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисс к ночи. «Ты промокнешь, Лири, накрапывает дождь, того и гляди принесешь ливень» Эти явления природы - дождь, холод, ветер - подчеркивают ощущение одиночества, внешней дисгармонии, предсказывают скорое наступление беды, трудностей в жизни Лонгрена и Ассоль. Далее мотив горя и одиночества продолжается в описании деревни: «…Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух»суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам…». И резко контрастирует с изображением деревни описание будущей мечты Ассоль «…Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.-«Зачем вы приехали? Кого вы ищете?»-спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.-«Здравствуй, Ассоль! - скажет он. -Далеко – далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом…" Яркий, лучезарный, необыкновенно романтично переданный пейзаж воплощает в себе законченный образ прекрасного, становится главной идеей, которой одержима Ассоль. Ее внутренний мир, в котором заключена эта мечта, стоит в антитезе по отношению к быту Каперны.
Врассказе ивана сергеевича тургенева «муму» дворник герасим самое замечательной лицо из всей челяди. это мужчина высокого роста, могучего телосложения и глухонемой от рождения. в руках у него спорится любая работа, потому что природа наделила его необычайной силой. барыня герасима из деревни к себе в город на службу. ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. свою работу дворник герасим исполнял усердно и аккуратно, любил во всём порядок. за эти качества его уважали и побаивались. барыня жаловала герасима, как верного и сильного сторожа. она держала многочисленную прислугу. из всей прислуги прачка татьяна полюбилась главному герою своим кротким и робким нравом. встретив её, он радовался и старался угодить ей. герасим охранял и оберегал татьяну от насмешек и колких словечек. по распоряжению барыни башмачника капитона женили на прачке татьяне. конечно, это не понравилось герасиму, он переживая, долго просидел в своей коморке. а потом подарил татьяне красный, бумажный платок. и когда башмачника с прачкой отправили в деревню, герасим пошел провожать их. в этом проявился его кроткий и добрый нрав. на обратном пути герасим нашел голодного и замерзшего щенка, которого по доброте своей забрал с собой. он ухаживал за своей питомицей, как мать ухаживает за своим ребенком. герасим назвал собаку муму. он сильно полюбил ее, а она ласкалась ко всем, но любила одного дворника. конечно, барыня даже не подозревала о существовании муму. после одного неприятного случая она распорядилась, чтобы собачка больше не показывалась на дворе, слуга исполнил ее приказ и отнес ее на базар. в то время, когда герасим не обнаружил в коморке и на дворе собаку, он сильно расстроился. потом муму вернулась к дворнику. герасим стал осторожен, выгуливал собаку только по ночам и всячески старался скрыть ее от людских глаз. в конце концов про собаку все-таки узнали. от барыни последовал приказ убить щенка. герасиму это было трудно сделать, но он решился. на следующий день дворник пошел в харчевню, поел сам и накормил муму. он решил пойти к реке и утопить собаку. конечно, герасиму было жалко муму, но он не мог не выполнить приказания барыни. после всего этого дворник герасим возвратился в свою деревню и стал жить, как и прежде. мне нравится дворник герасим, потому что он сильный, мужественный, старательный, трудолюбивый. он любую работу стремится выполнить хорошо. герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. он любит животных и с нежностью заботится о них. вот за эти качества мне нравится герасим из рассказа и. с . тургенева «муму».
Образ муму занимает огромное место в творчестве тургенева.тургенев,как и всякий барин,любил охоту и с удовольствием охотился на своих собак.поэтому в образе муму тургенев изобразил образ всего народа,который при царизме,как муму всё видел,понимал,но не мог даже гавкнуть в ответ и топ в мучении несправедливости. роман начинается с того,что в москве барыня-крепостница узнала,что в деревне живет богатырь герасим.герасим не отвечал ни на один вопрос,сейчас бы его назвали “слабым звеном”,а тогда было всё проще.он был сильным,сложным богатырём.герасим ел за четверых,а работал один.она начзначила герасима дворником.там он и разглядел татьяну.но татьяна по праздникам любила выпить водки.а пьяная татьяна была хуже собаки.по этому герасим бросил татьяну и связался с муму.герасим был лишен женской ласки и любил муму.герасим полюбил муму и от радости подмёл двор.муму-это фамилия герасима. когда герасим пошел к муму,он налил муме суп,поставил на пол блюдечко с молоком и стал тыкать в него мордочкой,муму не могла есть,и герасим ей герасим и муму быстро нашли общий язык.глухонемой герасим не любил сплетен и говорил только правду,и муму тоже. но барыня-крепостница стала ревновать герасима к муме.муму прижалась к стенке,когда поднялась барыня и оскалила зубы.от этого барыне нехорошо и она позвонила в скорую .доктор дал барыне капли,и она сразу вырубилась.за это барыня посоветовала герасиму убить её,но герасим муму,поэтому он решил её накормить,а потом утопить.герасим привязал кирпич на её шею и поплыл.герасим умел плавать еще хуже чем говорить.герасим утопил муму,за что ненавидел барыню.если бы герасим не был так силён,закреплен,то он утопил бы не муму,а свою барыню.герасим утопил муму и,приплясывая,пошел в родную деревню. к сожалению,сюжет “муму” типичен для чарской россии.во всех царских уголках империи глухонемые дворники вынуждены были топить своих собак.тоскливые мычания раздавались отовсюду.а барыни в это время веселились закинувшись вишнёвыми каплями!
«…В этот вечер была холодная, ветреная погода; рассказчица напрасно уговаривала молодую женщину не ходить в Лисс к ночи. «Ты промокнешь, Лири, накрапывает дождь, того и гляди принесешь ливень»
Эти явления природы - дождь, холод, ветер - подчеркивают ощущение одиночества, внешней дисгармонии, предсказывают скорое наступление беды, трудностей в жизни Лонгрена и Ассоль.
Далее мотив горя и одиночества продолжается в описании деревни:
«…Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух»суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам…».
И резко контрастирует с изображением деревни описание будущей мечты Ассоль
«…Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.-«Зачем вы приехали? Кого вы ищете?»-спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.-«Здравствуй, Ассоль! - скажет он. -Далеко – далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом…"
Яркий, лучезарный, необыкновенно романтично переданный пейзаж воплощает в себе законченный образ прекрасного, становится главной идеей, которой одержима Ассоль. Ее внутренний мир, в котором заключена эта мечта, стоит в антитезе по отношению к быту Каперны.