М. Цветаева в своем эссе об известной повести А. Пушкина «Капитанская дочка» высказала некоторые мысли, которые мне хотелось бы напомнить и снабдить своими комментариями...
Поэтесса XX века утверждала, что для нее с самого первого, детского прочтения этой повести установилась такая, как сказали бы критики, «система персонажей»: главный герой — Пугачев, герой второго плана — Гринев, а дальше уже идут едва различимые персонажи, вроде Маши Мироновой, Швабрина, Екатерины II и др., и проч. Поэтому она, Марина, в детстве никак не понимала, почему Пушкин назвал свою повесть - « Капитанская дочка». Сама она назвала бы это произведение - «Вожатый»...
Больше всего Цветаеву удивляло, что Пушкин свою повесть о Вожатом — Пугачеве написал уже после «Истории пугачевского бунта...», то есть зная о зверствах, которые совершал в действительности реальный Пугачев... Во всяком случае множество отвратительных поступков мятежника было описано в документах, составленных и хранящихся в официальных архивах. И вот дворянин Пушкин в своем художественном произведении Пугачева преобразил и — полюбил!
Цветаевой ли не знать, что авторы очень часто больше любят в своих произведениях именно злодея, ибо он получается самым интересным , самым запоминающимся ... Поэтому Марина и оформила свое эссе, как воспоминания маленькой девочки, которая не разбирается в законах построения художественного текста. И эта «девочка» наивно и мудро пишет о дружбе « беленького» с «черненьким», Гринева с Пугачевым. Марина напоминает читателю о том, что есть
«высокое зло» , а есть - предательство. Есть враг достойный, а есть — ничтожество, о котором и говорить -то в повести не хочется. Нельзя любить того, кто подал руку, целовал, говорил о верности … и предал. И совсем другое дело — враги, каждый из которых не будет унижаться, не преклонит колен, не солжет... Такого врага можно и полюбить, даже не переходя на его сторону! О такой «любви» Гринева и Пугачева и пишет Цветаева.
Это враги, каждый из которых тщится делать другому добро, стремится быть великодушным, хочет отблагодарить за любой дружественный поступок. Пугачев хочет сохранить жизнь Гриневу и его возлюбленной, дворянин, в свою очередь, мечтает вырвать Пугачева « из среды злодеев , и его голову»...
Совершенно права Цветаева, заметившая, что после общения с бунтовщиком, Петруша как-то очень быстро поумнел и повзрослел, действует уже не как «недоросль», а как взрослый человек, как состоявшаяся личность. Он понимает, что по долгу службы он должен убить самозванца, во всяком случае он не должен испытывать к нему симпатию...но в сердце своем , к счастью, мало кто волен.
Конечно, эта повесть о том, что в любом противостоянии есть место любви и состраданию, мудрый человек не должен быть никогда ослеплен ненавистью и имеет право оставаться над схваткой, так как почти в любой войне, кроме освободительной, « правда» и « ложь» - понятия условные и исторические.
«Над схваткой» сумел остаться Пушкин в своей замечательной повести
«Капитанская дочка». Повесть, понятно, названа так потому, что представляет собой записки Гринева, для которого самым главным человеком в этой истории была все-таки любимая Маша, от всех этих ужасов бледневшая и падающая в обморок, что и полагалось делать хорошо воспитанной чувствительной дворянской девушке...
Проза любого настоящего поэта почти всегда насыщена символами и метафорами. М. Цветаева в своих статьях тоже остается поэтом, эмоциональным и субъективным. Но в этом и достоинство ее эссе.
Мцыри искали около трех дней, но так и не нашли. Только по счастливой случайности его окровавленное тело было найдено в степи около монастыря. Монахи принесли его обратно в монастырь. Мцыри отказывался говорить с кем-либо. Только старому монаху, который однажды уже ему жизнь мальчик открыл свою душу. В место исповеди старец услышал рассказ о том, как жил Мцыри эти три дня.
В первый день своего путешествия Мцыри ощущал единение с природой. Он любовался крутыми склонами и заливными равнинами. Все это было для мальчика новым, неизведанным. Поэтому каждый миг, проведенный на свободе, приносил Мцыри наслаждение.
Второй день принес Мцыри встречу с прекрасной грузинской девушкой. Он был очарован женской красотой. Мальчик задумывался даже остаться с ней, но тогда нужно было предать свою мечту – увидеть родину, поэтому Мцыри решает идти дальше.
В третий день мальчик сбился с пути. Теперь он не знал, куда идти дальше. Мцыри отчаянно пытался найти нужную дорогу, пока на его пути не стал барс. Вооружившись палкой, мальчик вступает в неравный бой с лесным животным. Мцыри удается сокрушить страшного зверя, но победа достается ему огромной ценой. Его тело было изрезано острыми когтями барса. Мцыри из последних сил продолжал свой путь, пока не вышел к аулу. Казалось, что он дошел до своей цели, но звон монастырского колокола известил мальчика о том, что тот вернулся назад. Мцыри сделал огромный круг и вернулся туда, откуда сбежал.
Умирая, мальчик просит лишь об одном, чтобы его похоронили в том месте, откуда видны родные горы Кавказа. Может показаться, что все проделанное Мцыри было зря, но это не так. Хоть на три дня мальчик стал ближе к реализации своей детской клятвы – возвращение на родину. Он совершил подвиг, во имя которого отдал свою жизнь. Мцыри верил, что если не в этой, то в следующей жизни он обязательно вернется домой.