«Один из рассказов Василия Шукшина так и называется – «Чудик» . Не самый заметный Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено» . Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное. В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» . В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» . Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать. “В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”. Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”. Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”. Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж. Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.
Древние греки были деятельным и энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир. Безграничная жажда познания пересиливала их страх перед неизвестной опасностью. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из разных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и о богах, которые им покровительствовали. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Почему же именно греческие мифы легли в основу общечеловеческой культуры и глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека? Художников, поэтов и скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.
Произведение о мальчике Севе Щеглове из Алтайского совхоза, которому дали путевку в пионерский лагерь "Артек". Отец мальчика бросил семью 8 лет назад и уехал в Москву. Путь в лагерь лежал через Москву, здесь на вокзале была пересадка и следующего поезда нужно было ждать несколько часов, Сева этим воспользовался и разыскал отца. Отец его не узнал. "Вот что происходит с отцами, когда они уезжают из дому! Рядом с ним стоит его сын, а он и в ус не дует. Точно это не его сын, который носит одну с ним фамилию, и до сих пор помнит его голос, и узнал бы его среди миллионов людей. А этот отец преспокойно проходит мимо и скрывается в подъезде. " Сева не признался ему что он его сын. (в ковычках цитата из произведения)
Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное.
В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» .
В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» .
Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать.
“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.
Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж.
Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.