*в образе данко горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье. в то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира. горький сравнивал ленина с «героем легенды, человеком, который вырвал из груди своей горящее сердце, чтобы огнем его осветить людям путь».
образ данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников. необходимо вспомнить, при каких обстоятельствах появляется в легенде имя данко. люди ослабели от страха. «уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… по тут явился данко и спас всех один». данко спас людей от примирения с рабством и повел их на борьбу »и свободу - вот революционный смысл рассказа «старуха изергиль», с восторгом воспринятый демократической молодежью 90-х годов.
сам горький в письме к чехову высоко оценил свой рассказ: «видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «старуху изергиль» написал». конечно, он был слишком строг к себе: им было создано еще немало замечательных произведений, но рассказ «старуха изергиль» действительно поражает стройностью и красотой.
гармонична композиция рассказа. реалистическое описание бурной жизни мятущейся изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, является естественной связью между об эгоисте ларре и беззаветном герое данко. отличительная черта рассказа «старуха изергиль» - резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.
противоположность двух главных героев, ларры и данко,- основа композиции рассказа. это подчеркивают художественные детали произведения г «глаза ларры холодны и горды, как у царя птиц», а в глазах данко «светилось много силы и живого огня»; легенду о ларре изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. жизнь ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но в его гибели заключено подлинное бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.*
Поначалу эти странные, невероятно маленькие по размеру люди стречают Человека Гору достаточно приветливо: ему предоставляют жильё обеспечивают его питанием, . С ним беседует сам император, после оказанной Гулливером ему ему жалуют титул нардака, самый высокий титул в государстве. Гулливера знакомят с их обычаями . например церемониального марша между ног Гулливера , обряд который он приносит на верность Лилипутии; — все это очень красиво! . Далее Гулливера посвящают в лилипутию: оказывается, говорить о их можно бесконечно. Язык блефусканцев другого народа очень отличается от языка лилипутов, При этом каждая из стран гордится древностью, красотой своего языка. Нет, решают они, , то и жить ему с «приличными людьми», . Гулливер напрасно мечтал остаток дней своих провести среди этих симпатичных ему добрых зверей. И герой завершает свои рассказы, возвратясь домой,