Середина XIX века. Хаджи-Мурат приезжает в чеченский аул Махкет. По приказу Шамиля каждый, кто встретит этого мятежника и личного врага всемогущего Шамиля обязан задержать или убить его, жители аула пытаются сделать это. Он отступает к лесу и ждет ответ князя Воронцова о совместной борьбе против Шамиля. Прием состоялся, но Хаджи-Мурат требует встречи с главнокомандующим - старшим Воронцовым. Тот не доверяет Хаджи-Мурату, понимая, что он против всего русского, а сейчас просто покоряется воле событий. Но и Хаджи-Мурат понимает, что хитрый русский князь обо всем догадался. Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, его душа не принимает уклад русской жизни, все внутри него восстает против русских. В своих беседах с адъютантом Воронцова Меликовым он рассказывает о своей ненависти к Шамилю, описывает ему несколько жестоких убийств по законам кровной мести, говорит о праве сильного. В это время по приказу Николая I совершается набег на Чечню. Русские разоряют аул, ведут себя непристойно, и ненависть чеченцев все возрастает. Семья Хаджи-Мурата находится у Шамиля, и все его попытки освободить своих близких проваливаются. Наконец, он врывается в Ведено, убивает конвойных казаков, но сам смертельно ранен. Перед ним как в кино пробегает вся его жизнь, вся его семья, но он не может ничем им Хаджи-Мурату отсекают голову и возят ее по всем крепостям. На его лице застыла почти детская улыбка, которая приводит в ужас и смятение тех, кто видит его в эти минуты.
1851 год. Аварец Хаджи-Мурат вынужден уйти и скрываться от Шамиля. Он налаживает контакты с русскими, рассчитывая победить Шамиля, и освободить свою семью, которую Шамиль держит в заложниках. Главнокомандующий Воронцов тепло принимает Хаджи-Мурата и присылает к нему своего адьютанта, который записывает его историю. Далее Воронцов направляет гонца к министру Чернышёву, который недолюбливает Воронцова и в докладе к царю превратно представляет историю. Получив известие о том, что Шамиль собирается издеваться над его семьёй, он собирается бежать. Но его и нукеров настигает погоня и Хаджи-Мурата убивают.
Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"
1.Женские образы в романе:статичные(Элен Курагина), развивающиеся (Наташа Ростова). 2. Первое упоминание в романе, описание ( "черноглазая, с большим ртом, некрасивая , но живая") 3. Красота души Наташи, ее умение восхищаться природой и отношение к ней(эпизод про лунную ночь в Отрадном). Сострадание героини (эпизод, в котором Наташа Ростова отдала подводы раненым). Сущность натуры героини - любовь
4. Наташа как воплощение авторского идеала женщины-матери и русского национального характера 5. Выводы. Какой предстает Наташа Ростова в эпилоге? (Заботливой матерью, женой, которая нашла ответ на вопрос о смыле человеческого бытия)
Плохие, а порой ужасные поступки человек в реальности совершает не сразу. Зло он сначала вынашивает в своём сердце. И каждый раз злой помысел входит в душу человека по одному и тому же механизму. Все войны, убийства, все явные и скрытые злодейства, а также преступления, которые противоречат церковным и нравственным законам сначала вынашиваются в человеческом сердце. И в борьбе со злом у человека всегда есть два пути: путь легкий – принять зло в свое сердце, и путь тернистый – бороться со злым помыслом. Тогда, в зависимости от выбранного пути, происходит либо нравственное падение человека, либо человек поднимается выше, душа его остается чистой и незапятнанной. Но природа зла такова, что зло никогда не является к нам в своём открытом низком и отвратительном виде. Оно принимает обольстительный образ, сулит какие-то блага, соблазняет нас. И только сильные духом люди, люди с крепкой здоровой психикой и твердыми нравственными устоями, могут противостоять чарам зла и, будучи цельной натурой, смогут побороть искушение. А поддавшись ему, тысячу причин найдет человек, чтобы оправдать содеянное. И никто не желает посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: «Ты совершаешь ошибку, ты не прав» . Конечно, гораздо удобнее полагать, что совершать зло нас заставляют обстоятельства. К сожалению, очень часто, люди предпочитают считать себя жертвами, а не палачами. В каждом человеке живут добро и зло, и даже если у человека душа чистая, он всё равно не застрахован от нравственного падения. А выбор нам в повседневной жизни приходится делать постоянно. Тогда получается, что совершил плохой поступок и обрек душу на вечные муки? Сложились трагически обстоятельства, и человек пал? Не совсем так. Есть и оно заключается в покаянии. Но только в искреннем. А искреннее покаяние - это такое сожаление о грехе, такое потрясение души, после которого невозможно вернуться к старому.
Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, его душа не принимает уклад русской жизни, все внутри него восстает против русских. В своих беседах с адъютантом Воронцова Меликовым он рассказывает о своей ненависти к Шамилю, описывает ему несколько жестоких убийств по законам кровной мести, говорит о праве сильного.
В это время по приказу Николая I совершается набег на Чечню. Русские разоряют аул, ведут себя непристойно, и ненависть чеченцев все возрастает.
Семья Хаджи-Мурата находится у Шамиля, и все его попытки освободить своих близких проваливаются. Наконец, он врывается в Ведено, убивает конвойных казаков, но сам смертельно ранен. Перед ним как в кино пробегает вся его жизнь, вся его семья, но он не может ничем им
Хаджи-Мурату отсекают голову и возят ее по всем крепостям. На его лице застыла почти детская улыбка, которая приводит в ужас и смятение тех, кто видит его в эти минуты.