В формировании светской русской литературы сказались влияния литературы духовной, православной и западно-европейской культуры. Вот становление - вечные вопросы бытия и вопросы о Боге, о дьяволе начинают рассматриваться как чрезвычайно важные в романтической литературе. Мрачная религиозность Михаила Юрьевича Лермонтова открыла ему многое. Это был человек религиозно, мистически очень одаренный, - достаточно сказать о том, что он предсказал собственную смерть. Сочетание мистического дара с неприятием русской религиозной традиции было очень характерно для его времени, но Лермонтов пошел дальше других в своем богоискательстве, в своих удивительных прозрениях и удивительных соблазнах. Тема демонизма у Лермонтова исключительно выразительна (поэма «Демон» и не только) . Какой же лермонтовский герой представляется наиболее одержимым бесом, несет печать демонизма? Печорин. Здесь парадокс. Как же так, почему именно Печорин, о котором там много говорилось у нас как о лишнем человеке, как о жертве социальной среды, человек яркий, одаренный, почему именно он является выразителем демонического начала в творчестве Лермонтова? Безусловно, Печорин - это человек неординарный, но, как известно дьявол часто искушает людей одаренных и умных. Именно глубокие люди, подпавшие под влияние дьявола, опасны для окружающих и для самих себя. Печорин - один из таких людей, один из первых антигероев не только в русской, но и европейской литературе. Это один из примеров. Остальные – в светской русской литературе наших великих писателей и поэтов, которые переняли у духовной литературы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ и в своих произведениях показали, что гоже для человека, а что негоже в его светской и духовной жизни. «Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего как думают иные» . И. С. Тургенев «Да, ведают потомки православных, Земли родной минувшую судьбу» . А. С. Пушкин «Борис Годунов» (монолог Пимена) «Берегите дорогое достояние – веру народную, у него есть чему нам поучиться» . Ф. М. Достоевский «Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного» . А. С. Демин «Нравственность едина, во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» . Д. С. Лихачев
Повесть великолепна! Несмотря на первое спотыкание о стиль, влюбилась в автора. Теперь буду внимательно следить за появлением других его книг. Человек кипучей энергии – инженер, проектировщик, деревенский реформатор, писатель, путешественник, борец с бесхозяйственностью и казнокрадством, многодетный отец – в семье Гарина-Михайловского было 11 своих и 3 приемных детей (на минутку!). И вместе с тем, он был очень светлым, бодрым и веселым человеком, создающим вокруг себя праздник. В конце даю ссылку на статью о нем, почитайте, сама жизнь этого человека – большой подарок всем нам.
Насчет повести, соглашусь с предыдущими рецензентами, что ребенок, возможно, не вынесет из нее столько, сколько родитель, но последним всячески рекомендую ее прочитать или прослушать. Ребенку, в зависимости от возраста, лучше дать отдельные главы, или прочитать вместе, чтобы обсудить. В книге необыкновенно пронзительное, искреннее и живое описание событий и переживаний ребенка, но какое тонкое и психологичное. И какое тактичное. Из всех воспоминаний о суровом детстве, (а генерал Михайловский, отец автора, был человеком жестким, если не жестоким, были и порки, и домашний карцер), автор взял всего одно лишь событие. Наверняка были и другие истории, но он ограничился только одной и показал разницу между необъясненным наказанием и объясненным. Насколько драгоценной выглядит в этой истории проницательность и мудрость матери, которая, выслушав Тему, смогла объяснить ему, что было той самой первой слабостью, которая подтолкнула его к последующим проступкам и глупой и опасной браваде. Есть у этой женщины чему поучиться. Например, тому, как она из немногословных реплик Темы, почувствовала, что его волнует судьба умирающего учителя, как предложила выразить эту жалость в действии – вместе с ним навестить учителя дома. Ведь, по сути, она не только показала пример, что нужно делать в такой ситуации, но и своим присутствием поддержала его в этих первых робких и неуверенных шагах. А чего стоит история Жучки! А столкновение с системой (в данном случае школьной)! А какая пронзительная и в то же время светлая последняя глава, примиряющая отца и сына. Ведь неслучайно отношениями с отцом книга начинается и отношениями с отцом она и заканчивается. В повести много сложных ситуаций – и предательство, и отношения с товарищами, и война, и отношение к смерти, и базовые христианские истины, растворенные в повседневной жизни. Некоторые истории сохранят свою ценность и в следующих поколениях, а некоторые мы уже воспринимаем по-другому, как нечто устарелое. Поэтому, в семейном прочтении этой повести, наверное, есть свой плюс, потому что он даст возможность эти трудные и неоднозначные моменты вместе обсудить, причем, как бы дистанцировавшись от нашего времени, хотя к нам все вполне применимо. Вообщем, книжка стоящая!
Мальчик тёма он иногда хороший иногда плохой иногда бывает грубым иногда занудой он разный когото раздражает,а для других он обычный мальчик а я хочу с ним држить потому что он мой дрДействие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей
Тема, баловень, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения» , а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца
Какой же лермонтовский герой представляется наиболее одержимым бесом, несет печать демонизма? Печорин. Здесь парадокс. Как же так, почему именно Печорин, о котором там много говорилось у нас как о лишнем человеке, как о жертве социальной среды, человек яркий, одаренный, почему именно он является выразителем демонического начала в творчестве Лермонтова? Безусловно, Печорин - это человек неординарный, но, как известно дьявол часто искушает людей одаренных и умных. Именно глубокие люди, подпавшие под влияние дьявола, опасны для окружающих и для самих себя. Печорин - один из таких людей, один из первых антигероев не только в русской, но и европейской литературе.
Это один из примеров. Остальные – в светской русской литературе наших великих писателей и поэтов, которые переняли у духовной литературы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ и в своих произведениях показали, что гоже для человека, а что негоже в его светской и духовной жизни.
«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего как думают иные» . И. С. Тургенев
«Да, ведают потомки православных, Земли родной минувшую судьбу» . А. С. Пушкин «Борис Годунов» (монолог Пимена)
«Берегите дорогое достояние – веру народную, у него есть чему нам поучиться» . Ф. М. Достоевский
«Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного» . А. С. Демин
«Нравственность едина, во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» . Д. С. Лихачев