как-то летом Пошли мы с Сашкой гулять направились в соседнюю деревню был злой долго мы мы ходили по деревне и уже захотели не только пить Но и есть вдруг мы увидели большое дерево с румяными яблочками Давай взорвем их и следим предложил я другу давай сразу же согласился с Алика но калитка сада была закрыта на замок а дерево росло за высоким и колючим забором начали мы лезть через забор но и зацепиться Не за что было а запрыгнуть не получалось обошли мы заборы поняли что нам его точно не перелей Стоим мы думаем о том как всё-таки сорвать хотя бы уже два яблока в этот момент выходит из дома хозяйкой шутливо спрашивает Ну что ребята видит Око Да зуб неймёт мы испугались и бросились бежать прочь Однако хозяйка оказалась добрый сердечной женщина она окликнула нас и сказала идите сюда не бойтесь я вас угощу яблоками и калитка открыл
Стихотворение представляет собой необыкновенно искренний лирический монолог. Его можно назвать красивой элегией, наполненной философскими размышлениями. В нём можно увидеть все характерные для творчества Сергея Есенина черты: откровенность, задушевность, эмоциональность, музыкальность.
Начинается стихотворение с пейзажной зарисовки. В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата.
Поэт использует приём художественного параллелизма: как рябиновый костёр не может никого согреть, так и отпылавшая, опустошённая душа лирического героя не может дать никому ни тепла, ни радости. Как «дерево роняет тихо листья», так и лирический герой «роняет грустные слова». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. У него есть повод для печали: «Не обгорят рябиновые кисти, / От желтизны не пропадёт трава», в природе будет обновление, и всё повторится сначала, а свою жизнь человек повторить не сможет. И читатель понимает, отчего эта боль и печаль — на самом деле и лирическому герою, и каждому из нас невыносимо жаль и «души сиреневую цветь», и «лет, растраченных напрасно».