Се коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Г. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его была не социалистической, а православной.
Главные герои рассказов - мальчики приблизительно одинакового возраста; в чём-то схожа их судьба: одного воспитывает бабушка (и дед) , он сирота, не хватает материнской любви, хоть бабушка и любит его; другого отправляют учиться в город, он там совсем один, ему тоже не хватает материнского тепла. Время действия в рассказах тоже приблизительно одинаковое. Место действия - далёкие от столицы деревня на Енисее и небольшой город на Иртыше. Но главное - тема рассказов: УРОКИ ДОБРОТЫ, которые получают мальчики один - от бабушки (она прощает его за обман) , другой - от учительницы.
На картине «Аленушка» я вижу, как девочка сидит на берегу озера, слегка склонившись над ним, и с грустью смотрит на озеро. Она будто просит у него Ее окружает чаща леса, почти непроходимая. От этого становится немного жутко. Краски, которыми пользовался художник, подчеркивают переживания девочки. Обычно лес рисуют более яркими красками: зелеными, желтыми, красными в пору «золотой» осени. Но здесь Васнецов использовал мрачные оттенки для изображения леса. Зеленый цвет он использовал темных, грязных оттенков. Редкие падающие листочки также показаны грязно-желтым цветом.