Начну с того, что я обожаю Лермонтова, но более всего мне нравится его лирический герой. У каждого поэта в душе создан образ своего неповторимого героя. Это зависит, в первую очередь, от личности самого автора и, как мне кажется, от эпохи, в которой он живет. Герои всех произведений одного автора очень похожи и внешне, и нравственно, и духовно. Лирику гениального поэта Михаила Лермонтова мы можем назвать первыми шагами русского романтизма, а, следовательно, его лирический герой - романтик со всеми присущими романтику чертами: он "мятежник", который "просит бури", ибо он искренне считает, что "только в буре есть покой", он борец, который сам нуждается в заступнике, он певец вечной жизни и любви, стремящийся "забыться и заснуть", он трагик, в душе которого смертельная тоска и трагическая усталость, но он и демон - символ зла, он противопоставляет себя всему прекрасному и доброму, в душе которого тревога и печаль: И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствие блаженства, Не даст мне счастья никогда. Продолжая характеризовать лирического героя Лермонтова, обязательно отметим, что он еще и пророк, которого все презирают и гонят прочь, у него не получается «глаголом жечь сердца людей», его считают глупым. И, наконец, лирический герой Лермонтова бесконечно одинок, но прослеживая весь творческий путь автора, невозможно не заметить, как вместе с ним взрослел и его герой-романтик, превращаясь из юноши-максималиста в умиротворенного героя, который становится ближе к людям, оставаясь таким же непримиримым бунтарем. Таков он, лирический герой великого поэта.
Наибольшую славу принесла Жуковскому "Светлана" (1812), также написанная на сюжетной основе "Леноры" Бюргера. Народные мотивы "Светланы" еще весьма условны, но она была первой большой удачей русской литературы на этом пути и подготовила возможность дальнейших исканий в области литературного воплощения русской фольклорной темы. Ни "Громвал" Г. П. Каменева, ни "Илья Муромец" Карамзина, ни тем более пасторально-идиллические песни И. И. Дмитриева и Ю. А. Нелединского-Мелецкого не производили в обществе столь сильного впечатления. Жуковский преодолел и риторичность и сентиментальную слащавость, которыми до него были отмечены произведения в "народном" стиле. Сама условность народного колорита его как бы оправдывается некоторыми чертами шутливости, сказочности; ведь "страшный" сюжет получает в конце концов шутливое разрешение. Большое место занимает в "Светлане" народная фантастика, которую Жуковский, как обычно, подает в смягченной, литературной форме.
Мне кажется, что мальчик написал в записке такое желание: чтобы его семья исчезла вместе с остальными людьми. На это указывают два обстоятельства: 1) он попрощался с берегом как будто навсегда; 2) автор говорит об отъезде семьи такими словами: «Вместе с ней вдали, среди холмов, пропали женщина, мужчина, мальчик». Мать боялась, что сын написал в записке не их мечту (чтобы все люди вернулись обратно), а последовал их примеру и пожелал, чтобы пропали все, включая отца и мать, и остался бы в этом мире он один. Она боялась, что сын стал таким же, как они, эгоистом.
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Продолжая характеризовать лирического героя Лермонтова, обязательно отметим, что он еще и пророк, которого все презирают и гонят прочь, у него не получается «глаголом жечь сердца людей», его считают глупым. И, наконец, лирический герой Лермонтова бесконечно одинок, но прослеживая весь творческий путь автора, невозможно не заметить, как вместе с ним взрослел и его герой-романтик, превращаясь из юноши-максималиста в умиротворенного героя, который становится ближе к людям, оставаясь таким же непримиримым бунтарем.
Таков он, лирический герой великого поэта.