Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944). В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в жизни. Писатель показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Рассказ “Ворон”… Главные герои: отец, сын, восьмилетняя сестра Лиля и бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца… Нет, совсем не бедная… Она столько богатства привнесла в казенную квартиру видного чиновника. “ Точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире,- всю ее озаряло присутствие юной, легконогой девушки”, - отмечает молодой человек (сын), прибывший на каникулы. Да и отец за обедами неузнаваем стал, вместо тяжелого, угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого, грубо-черноволосого, большеносого, совершенного ворона, стал шутить, усмехаться при виде за обедом любезной Елены Николаевны. Молодая же девушка была бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, появлением в доме сверстника. Вскоре молодые люди полюбили, друг друга и не было, не единого дня без ежечасных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца – этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев… Отец, естественно, взаимное влечение сына и служанки почувствовал. Он тоже влюблен в это худенькое, белокурое сокровище. Он уже намекал за обедом, что Леночке весьма бы шло к лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом, унизанным мелкими брильянтами… или шубка темно-синего бархату и венецианский берет. А сыну в то же время пророчил лишение наследства. И впрямь “ворон”. Что тут скажешь? Трагический намек… Но в молодости любящим ничто не помеха. Об этом свидетельствует страстное признание Елены Николаевны: “Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же, наконец, ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас”. “Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану,- мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту?” Но на пороге кабинета стоял отец и глядел на пылких влюбленных. Радоваться бы надо счастью сына! Да не тут-то было. вызов в кабинет и высылка в деревню по этапу с предупреждением: “Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой, иди”. Пришлось подчиниться воле отца… А любовь? Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой. Молодой человек не опустился, а осенью поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказывается не только от его наследства, но и от всякой Казалось бы, вот и счастью пора состояться. Наш герой умен, независим, любим – да вот отец родной помеха: во фраке, сутулясь, вороном с прелестной молоденькой женой, на шейке у нее огнем сверкал рубиновый крестик… и в платье из пунцового бархата… Своровал, как черный ворон добычу, отец счастье у сына, да и у молоденькой Елены Николаевны. Вот они “темные”, мрачные и жестокие бунинские аллеи. Теперь так о любви не пишут. В современных книгах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо. И никакой любви, никакого счастливого замирания сердец… Читая Бунина, осознаешь, что даже несчастная любовь есть величайшее счастье. Ведь счастлив же наш герой, увидев ее, свою любовь, в партере Мариинского театра…
Остап и андрий, сыновья тараса бульбы, — первые герои повести, с которыми знакомит нас автор. в двенадцатилетнем возрасте они были отданы в киевскую академию, потому что все почетные сановники того времени считали необходимостью дать воспитание своим детям. старший, остап, с детских лет отличался «тяжелым и сильным характером». свою учебу он начал с того, что в первый же год сбежал. его возвратили, высекли и снова «засадили за книгу». учеба казалась ему скучной, и поначалу он никак не мог принудить себя заниматься. только торжественное обещание отца, что остап «не увидит запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам», заставило его «с необыкновенным старанием сидеть за скучной книгою и скоро он стал наряду с лучшими». несмотря на это остап «никак не избавлялся от неумолимых розг». и это, конечно, наложило свой отпечаток, ожесточило его характер и «сообщило ему некоторую твердость, всегда отличавшую козаков». остап считался всегда одним из лучших товарищей. он редко «предводительствовал другими в дерзких предприятиях», но зато он был всегда одним из первых, «приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей». он был прямодушен с равными и имел доброту в таком виде, «в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время». остап никогда не просил о помиловании. смутить его и заставить склонить голову могли только слезы матери, они «душевно трогали его». младший брат его, андрий, «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». он охотно и без напряжения учился в бурсе, был изобретательнее своего брата. андрий выделялся среди товарищей по бурсе своей ловкостью, силой и сметливостью, его часто выбирали предводителем «довольно опасного предприятия». иногда «с изобретательного ума своего» он даже «умел увертываться от наказания». и вот мы видим их, окончивших киевскую бурсу и приехавших домой. «это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась » при виде их «свежести, рослости, могучей телесной красоты» отец испытывал огромную гордость, в нем вспыхивал воинский дух, и он «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на сечь как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке», потому что «нет лучшей науки для молодого человека, как запорожская сечь».
На самом иван васильевич внутренне восторжен, он опьянен любовью к вареньке б., ему нравится все, что происходит, и. в. считает великолепным, смотрит на вареньку и восхищается ей, говорит, что она ангел в белом платье с розовым поясом. полковник на высокий, статный красавец с белыми и усами, в парадной одежде. после иван васильевич охвачен ужасом того, что он увидел на поле рано утром. там стоял полковник и несколько его солдат, наказывая татарина. полковник после предстает в обличии жестокого и бессердечного. ходит прямо и смотрит, чтобы солдаты били так сильно, насколько они бы смогли. это было грешно, тем более в день великого поста, когда людям запрещалось даже бранить друг друга. иван васильевич в это время чувствует страх, разочарование и стыд.
В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в жизни.
Писатель показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника.
Рассказ “Ворон”… Главные герои: отец, сын, восьмилетняя сестра Лиля и бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца…
Нет, совсем не бедная… Она столько богатства привнесла в казенную квартиру видного чиновника. “ Точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире,- всю ее озаряло присутствие юной, легконогой девушки”, - отмечает молодой человек (сын), прибывший на каникулы. Да и отец за обедами неузнаваем стал, вместо тяжелого, угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого, грубо-черноволосого, большеносого, совершенного ворона, стал шутить, усмехаться при виде за обедом любезной Елены Николаевны.
Молодая же девушка была бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, появлением в доме сверстника.
Вскоре молодые люди полюбили, друг друга и не было, не единого дня без ежечасных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца – этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев…
Отец, естественно, взаимное влечение сына и служанки почувствовал. Он тоже влюблен в это худенькое, белокурое сокровище. Он уже намекал за обедом, что Леночке весьма бы шло к лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом, унизанным мелкими брильянтами… или шубка темно-синего бархату и венецианский берет. А сыну в то же время пророчил лишение наследства.
И впрямь “ворон”. Что тут скажешь?
Трагический намек…
Но в молодости любящим ничто не помеха. Об этом свидетельствует страстное признание Елены Николаевны: “Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же, наконец, ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас”.
“Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану,- мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту?”
Но на пороге кабинета стоял отец и глядел на пылких влюбленных.
Радоваться бы надо счастью сына!
Да не тут-то было.
вызов в кабинет и высылка в деревню по этапу с предупреждением: “Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой, иди”.
Пришлось подчиниться воле отца…
А любовь?
Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой.
Молодой человек не опустился, а осенью поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказывается не только от его наследства, но и от всякой
Казалось бы, вот и счастью пора состояться. Наш герой умен, независим, любим – да вот отец родной помеха: во фраке, сутулясь, вороном с прелестной молоденькой женой, на шейке у нее огнем сверкал рубиновый крестик… и в платье из пунцового бархата…
Своровал, как черный ворон добычу, отец счастье у сына, да и у молоденькой Елены Николаевны.
Вот они “темные”, мрачные и жестокие бунинские аллеи.
Теперь так о любви не пишут. В современных книгах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо. И никакой любви, никакого счастливого замирания сердец…
Читая Бунина, осознаешь, что даже несчастная любовь есть величайшее счастье. Ведь счастлив же наш герой, увидев ее, свою любовь, в партере Мариинского театра…