можешь сделать коротко
Объяснение:
Самая яркая черта внешности – могучая фигура. В нем все большое: рост, вес, части тела:
«Тарас был чрезвычайно тяжел и толст…».
Но его крупные черты не вызывают негатива. Он здоров, как настоящий богатырь. Когда герой в бою сходство становится еще более сильным:
«…тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам…».
Трудно даже представить, каким должен быть Тарас, чтобы удерживать напор 30 воинов.
На теле казака многочисленные шрамы и рубцы, они добавляют в образ что-то повелительное, властное. За каждым рубцом скрывается своя битва.
Другая черта внешности – седина. Предложений, в которых она украшает образ, много:
...поседевшая голова...;
...поник седою головою...";
...исчерна белые брови, подобные кустам...";
...потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою...".
Казацкие закрученные усы, веселый чуб – обязательные украшения внешности запорожца.
Тарас – семьянин
У Бульбы много званий: пан, дворянин и помещик. У казака есть слуги, среди них он выбирает будущих попутчиков:
«отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать…».
Зажиточный казак не принимает польских обычаев. Он живет просто и скромно, по-русски. Время и исторические события наложили свой отпечаток. Он оскорбляет и бьет жену. «Суровый прельститель…» держит женщину в страхе. Ласки были только из милости. Называет жену по разному, но у нее нет имени:
стара;
старуха.
Нет нежности даже во взгляде, все строго и четко соответствует в семье только его желаниям. Старый запорожец не представляет себя осевшим хозяином дома:
«гречкосеем, домоводом…».
Для него не возможен присмотр за животными, не его
« бабиться с женой…».
Он держит семью только для продолжения своего рода, для соблюдения традиций христианства.
Тарас – воин
Опытный воин провел в сражениях большую часть своей жизни. Казак редко был рядом с женой:
«Она видела мужа в год два-три дня…».
Затем как все женщины оставалась одна, жила только вестями о муже:
«…несколько лет о нем не бывало слуху…».
Сильный характер позволял Тарасу быть всегда впереди:
опыт и знания военного дела;
ненависть к любым врагам страны;
умение быть отличным стратегом;
уважение товарищей к нему и его к ним.
Запорожцу нет равных в доблести и стремлении победить. Бульба свиреп и беспощаден. Даже сына отец лишает жизни, он становится для него врагом, когда предает казачество и Отчизну. Жутко читать страницы гибели герои. Его сжигают на костре, а он как будто не замечает огня, смотрит вдаль, где друзья-запорожцы.
Тарас – отец
Как отец казак строг и неумолим. Он желает видеть в своих сыновьях продолжение себя, сильных полковников, защищающих Русь. Именно поэтому он не представляет «нежбу» для уставших и только что вернувшихся с учебы парней. Для него отдых – это конь и чистое поле. Нежность остается в стороне.
Другие характеристики отца:
Образованность. За внешним равнодушием и неприятием наук, Тарас скрывает знания и образованность. Остап замечает, что отец разбирается во всем:
«…все старый…. знает, а еще прикидывается...».
Упрямство. Переменить мнение запорожца невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет его с места. «…Упрямство и досада…» иногда мешают ему, но он остается непреклонен.
Прямота и грубость. Как истинный казачий полковник, Тарас родился для драки, битв и войн. Грубый нрав прямолинеен, казак вставляет в речь слово, которое автор не может повторить, «…не употребляется в печати…».
Тарас - казак
Старый запорожец любит Сечь. Для него она духовное начало и место, где раскрывается смысл его жизни. Все принципы Запорожской Сечи через характер героя. Он отлично разбирается в политике. Умеет различить обман и ложь. Понимание психологии друга и врага – удивительная Бульбы. Он как будто видит насквозь, проникая внутрь мыслей и слов. Тарас не прочь попьянствовать, но горилка не лишает дара мыслить. Казак предпочитает чистую крепкую горелку, без всяких изысков. «…гулять напропалую, пить и бражничать…» он может как русская душа.
Тарас Бульба – личность разносторонняя и многогранная. Истинный верящий православный христианин живет любовью к Отчизне, не умеет быть ласковым и нежным. Бульба чтит традиции, славит казачество, умеет дружить. Запорожец силен духом и телом, он крепко держит в руках оружие, защищая идеалы, которые в нем воспитали.
….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня пешеходы,
Обозы с товаром
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро
Я помню чедное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Впечатление радостного юношеского видения усилено во второй строфе, где душевное состояние передано в характерных для романтического стиля недомолвках:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Оба эпитета: голос нежный и милые черты оттеняют нравственную основу пушкинского идеала красоты.
Следующие строфы - поэтический рассказ о жизненных испытаниях, которые, казалось, навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. С третьей строфы интонация стихотворения изменяется, первая строка ломается паузой, а в самой необычности порядка слов возникает тревожная нота:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Наконец, упоминание о ссылке:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
"Мрак заточенья" воспринимается не только как биографический намек. Это образ насилия над личностью, неволи, которая лишала жизнь ее радостей в широком смысла слова.
Жизнь словно замерла, утратила свою поэзию - наступила душевная спячка. Божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь поставлены Пушкиным в один ряд как слова, символизирующие полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия, все, что противоположно мраку неволи.
Последние две строфы звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни, напоминая общее радостное настроение финальных строк элегии "К морю". Там источником веры поэта в жизнь была величественная морская стихия, здесь - женская красота.