Островский в драме “Гроза” изобразил плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что “у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом”. Дикой называет Кулигина “татарином” за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что “гроза-то нам в наказанье посылается”, молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, “тузов” этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле “сокрушают ребра” своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка при и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали. Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: “Нет.. . своего-то ума. И, значит, живи век чужим”. Всю жизнь они находятся под пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а лишь жалеть себя. Они не совершить сколько-нибудь значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных частей своей “неволи”: “Недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах нет, так дожены ли мне? ” Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Расставаясь с Катериной, он просит Бога, “чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! ” Борис и Тихон — марионетки в руках “темного царства”, безвольные куклы, не ни на поступок, ни на истинное чувство.
Очередное лето Гарри вынужден провести в семье Дурслей. Перед ним стоит нелегкая задача — получить разрешение у дяди на посещение Хогсмида. Но для этого надо ни в чем не перечить сестре дяди. К сожалению, у мальчика не получается взять заветное разрешение. Тетка нелестно отзывается о родителях Гарри. Он превращает ее в воздушный шар, женщина улетает. Мальчик ссорится с дядей и убегает из дома. В дороге мальчик читает в газете заметку о Сириусе Блэке — пожирателе смерти, который убежал из тюрьмы Азкабан.
Затем Гарри встречается с семьей Рона и Гермионой, которая приобрела кота. Старший Уизли рассказывает Гаррри, что Блэк хочет убить его.
Поезд, в котором едут герои, осматривается стражами Азкабана. Они так ужасны, что Гарри теряет сознание.
Лесничий Хагрид учит третьекурсников, как ухаживать за волшебными существами. На первом уроке гиппогриф поранил Малфоя. Министерство Магии приняло решение казнить ни в чем не повинное существо. Блэк несколько раз пытается проникнуть в школу, но его планы увенчались успехом.
Гарри падает с метлы во время игры в квиддич из-за появления дементоров. Мальчик просит преподавателя Люпина показать, как отгонять отвратительных стражей. После долгих усилий Гарри овладевает таким заклинанием.
Мальчик тайно проходит в Хогсмид, воспользовавшись волшебной картой. Там Гарри становится известно, что Блэк подставил родителей мальчика и убил друга семьи Поттеров — Питера Петтигрю. Гарри клянется отомстить убийце.
Профессор Трелони предсказывает Гарри, что Волан-де-Морт вернулся и воссоединится со своим слугой. Троица идёт к Хагриду поддержать его во время казни гиппогрифа. Лесничий отдает Рону его крысу, которая давно пропала. На пути в школу черная собака тащит Рона в Визжащую хижину. Друзьям приходится проследовать туда.
В хижине Гарри узнает, что собака — это Блэк, и он не предавал его родителей. Крыса Рона — это Петтигрю, который и виновен в гибели Поттеров. Герои узнают, что Люпин — оборотень. Профессор перевоплощается и нападает на всех. Блэк защищает Гарри. Петтигрю удается убежать. Гарри и Блэк подвергаются нападению дементоров, но чье-то заклинание их прогоняет. Блэку снова грозит заключение. Гермиона и Гарри с маховика времени попадают в гиппогрифа от смерти и освобождают Блэка, который улетает на гиппогрифе.
Ну как, как можно пройти мимо этой книги и не написать о ней отзыв? Никак нельзя. Поэтому пишу. Сначала я было решила написать о первой книге — «Гарри Поттер и философкий камень», однако отзыв о ней не дал бы полного представления о том, что я думаю о всей серии и писательнице в общем. А думаю я вот что: начиналось всё очень хорошо. Детская книга о волшебстве и приключениях, добре и зле, написанная явно под влиянием старых добрых английских сказок. Замки, мантии, волшебные палочки — нам все это знакомо, и это быстрой адаптации к книге, а сопереживание главному герою и явное разделение на добро и зло, хорошо и плохо, являются важными элементами в сюжете детской литературы.
К тому же, несмотря на то, что первая книга очень понравилась детям, она вызвала интерес и у более взрослых читателей. А это тоже что-то значит. Стоит заметить, что первую книгу я читала как раз лет так в 13. И была весьма ей удовлетворена, если не сказать больше. Впоследствии не думаю, что мое мнение сильно изменится — это действительно хорошая детская книга, интересная и нескучная.
Однако что мы видим в следующих книгах? На какого читателя они ориентированы? Я понимаю, что дети, которые прочли первую книгу лет в 10-13, росли с каждой следующей книгой. Действительно, автору временами удается передать возрастные изменения героев, изменение их поведения и интересов, изменение их представления об окружающем мире. Но с каждой новой книгой она подает это все жестче и жестче.
В целом это интересная серия, с хорошим сюжетом и отличными героями (и положительными, и отрицательными). Но мое мнение таково, что Роулинг «слегка» перестаралась с тем, чтобы придать своей изначально детской литературе серьезный и драматичный характер в последствии. Каждая новая книга приобретала все более мрачный оттенок и наполнялась все большими страстями. Так к концу последней части было убито такое множество героев, что даже представить сложно. Возникает вопрос — зачем?
Я прочла немало хороших книг и не видела, чтобы в течение одного сюжета было убито столько персонажей. Автор «Гарри Поттера» отличается удивительной кровожадностью, обычно не присущей писателям. Конечно, они все разные, но убийство в книге — это очень важный шаг, который должен быть сперва очень хорошо обдуман. Для того, чтобы придать своему произведению эпичности, ощущения накала и драматичности, совсем не обязательно прибегать к таким кардинальным мерам. Вот, к примеру, «Властелин колец» — потрясающей глубины фантастика, и практически ни одной потери среди действующих персонажей. Даже Гэндальф выжил, упав в бездну Мории... Ну, об этом в другом отзыве можно написать...
Так что я не могу сказать, что все книги о «Гарри Поттере» мне понравились. Чем дальше, тем запутаннее и мрачнее... Детям я бы такое точно не советовала читать, за исключением первых двух-трех книг. Итог сумбурный: книги местами хороши, хотя в погоне за «серьезностью» автор определенно упустила некоторые важные ценности — такие как жизнь (даже литературная), к примеру. Ощущение, что после первых книг она решила: «Ах, вы думаете, это книжки для детей? Так вот вам — получите!». И все в шоке.
Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: “Нет.. . своего-то ума. И, значит, живи век чужим”. Всю жизнь они находятся под пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а лишь жалеть себя. Они не совершить сколько-нибудь значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных частей своей “неволи”: “Недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах нет, так дожены ли мне? ” Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”.
Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Расставаясь с Катериной, он просит Бога, “чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! ” Борис и Тихон — марионетки в руках “темного царства”, безвольные куклы, не ни на поступок, ни на истинное чувство.