Написать роман с прогрессивным и ретроградским направлением — еще вещь не трудная. Тургенев же имея притязания и. дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний.
Н. Н. Страхов
"Вечная истина", "вечная красота" — вот те главные жизненные вопросы, великие ценности, над которыми всерьез заставляет задуматься роман И.С. Тургенева.
"Отцы и дети" — в названии этого произведения, казалось бы, заложен вполне определенный смысл: раскрыть проблему взаимоотношений "отцов" и "детей", показать суть конфликта двух поколений. Но на самом деле смена поколений — только внешняя тема романа. Настоящее же содержание намного глубже, значительнее. Тургенев стремился на страницах своего произведения изобразить некую высшую силу, которая определяет все дела, поступки, мысли людей — изобразить саму силу жизни. "Читатель романа чувствует, что за миражем внешних действий и сцен льется такой глубокий, такой неистощимый поток жизни, что все эти действия, и сцены, все лица и события ничтожны перед этим потоком", — говорил Н. Н. Страхов.
И весь этот "поток жизни", на мой взгляд, наиболее ярко проявляется в образе главного героя романа Евгения Базарова. Своим поведением, образом мыслей, всей своей жизнью Евгений заставляет каждого из нас задуматься над такими серьезными вопросами, как любовь и дружба, жизнь и смерть, смысл жизни, призвание человека.
В пьесе ,во многом следующей законам классицизма,есть конфликт ,бурное столкновение умного ,благородного ,свободолюбивого героя -Чацкого с окружающим его дворянством.
Каково же это дворянство в 1 действии комедии?
В 1 действии - и экспозиция ,и завязка пьесы .Мы видим дом Фамусова .Он богатый и просторный ( всем в нём есть место) Но дом скучен ,в нем не видно ,чем интересуется хозяин дома - знатный вельможа Фамусов ( фамилия говорящая - означает -"молва" -Фамусов не только говорлив .но и зависит от общественного мнения)
В 1 же действии появляется и Чацкий - главный герой пьесы ( его фамилия - намёк на Чаадаева -философа и бунтаря).Он передовой человек своего времени .Он обличает фамусовское общество ,и начинает это делать немедленно ,саркастично осведомляясь у Софьи о том ,как живут те ,кого оно раньше знал?
Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?( это о Фамусове)
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?( очень неуважительно о дядюшке Софьи)
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и в гостиных.(вездесущий "черномазенький")
А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?(автор опять высмеивает представителей фамусовского общества)
Родных мильон у них, и с сестриц
Со всей Европой породнятся.
А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: театр и маскерад;
Дом зеленью расписан в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.( опять критика и сарказм )
На бале, помните, открыли мы вдвоём
За ширмами, в одной из комнат посекретней,
Был спрятан человек и щёлкал соловьём,
Певец зимой погоды летней.( фальшь)
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,( противник просвещения)
В учёный комитет который поселился,
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?( косность и невежество)
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест...
Чацкого раздражает пустота ,мелочность ,суетность ,невежество этого общества.
Таким оно предстаёт перед нами в 1 действии комедии.