Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
По мнению Бердяева, философия — это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели — в романах и рассказах, поэты — в лирике и поэмах. Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос. Уже в ранний период творчества поэта волнует проблема свободы. Представление поэта о свободе менялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску, свобода понимается в них как вольность, в духе декабристских традиций. Примером может служить стихотворение «Новгород». Древнерусский город выступает здесь как символ демократического устройства России. Обращаясь к декабристам, автор пишет:
Есть бедный град, там видели народы Все то, к чему теперь ваш дух летит.
Другие ранние стихотворения отразили романтическое представление поэта о свободе. Так, в стихотворении «Желание» Лермонтов пишет:
Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной, Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить
В период более позднего творчества поэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества. Этому посвящено стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Автор говорит о бездушии и лживости высшего света: При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски
Поэт стремится уйти от этих людей и мечтает перенестись в мир детства. Он вспоминает «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», тенистый пруд, тенистую аллею. Интересно, что для поэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Общество мелькает «как будто бы сквозь сон», описание же мира детства близко к природным началам. Противоречие между мечтою и реальностью разрешается в пользу мечты. Она вызывает у автора прилив энергии, желание «бросить им в глаза железный стих». Таким образом, автор утверждает свою внутреннюю независимость от морали светской жизни. Интересно, что в романе «Герой нашего времени», рассказывая о жизни общества, Лермонтов также сравнивает ее с театральным действием. Не случайно в речи Печорина, главного героя романа, мелькают слова из театрального лексикона: сцена, действующие лица, роль, завязка, развязка. Печорин, как и автор, стремится обрести свободу. Но все его попытки обречены на неудачу. Дело в том, что сама эпоха не создала почвы для полезной деятельности. Печорин не находит себе применения. Деятельная натура заставляет его искусственно создавать условия для борьбы. Но своими действиями он приносит лишь страдания окружающим его людям. И Печорин вынужден признаться, что всю жизнь «разыгрывал жалкую роль палача или предателя», так как не смог найти достойного применения своим силам. Понимая это, герой уже не стремится к борьбе, он постепенно теряет интерес к жизни, становится равнодушным. Проблему действия, а вернее, бездействия Лермонтов затрагивает и в стихотворении «Дума». Поэт осуждает своих современников за то, что они не понять «своего предназначенья» и не могут найти свое место в жизни.
Коля Снегирёв жил с бабушкой на подмосковной даче и ничего не хотел делать по дому: ни дорожки подмести, ни огород полить, ни забор починить. Ещё в дачном посёлке жила неподалёку от этого ленивого Коли девочка Грунька, самая деловитая и хозяйственная из всех дачных девчонок. И этому нерадивому Снегирёву часто попадало от Груньки и всей её компании за его отлынивание от работы.Однажды здоровяк Костя Пенкин проходил вместе с Грунькой мимо снегирёвской дачи. А Коля Снегирёв в это время всем прохожим строил всякие смешные рожи и гримасы. А Груньке и Косте он вдобавок ещё и язык показал. И пять растопыренных пальцев к носу приставил. Тогда Костя Пенкин сказал:— Да надавать этому Снегирёву подзатыльников, сразу же за ум возьмётся...На том они и расстались. И никто не успел заметить, что Снегирёв, может быть, первый раз за всё лето задумался. Весь день и весь вечер задумчивый Снегирёв что-то мастерил и красил на чердаке бабушкиной дачи, потому что ходил весь перепачканный синей краской и ещё зачем-то тайком и украдкой бегал на берег реки почти что ночью. А утром, пока ещё все спали, Снегирёв повесил на верёвку сушиться большущие майку и трусы, сшитые из двух старых простыней, раскрашенных синей краской в полоску. Даже взрослые, проходя мимо снегирёвской дачи, оглядывались на такие большие майку и трусы: «Великан, что ли, к Снегирёвым в гости приехал?..»Когда Грунька со своими друзьями спозаранку проходила мимо Колиной дачи, она тоже первым делом обратила внимание на эту гигантскую тельняшку с трусами. Все останавливались очень удивлённые. Даже Грунька и та разинула рот. Никогда она не видела такой огромной майки и таких большущих трусов. Снегирёв же, который решил разыграть Груньку, стоял у забора и хитро-прехитро улыбался, довольный произведённым впечатлением.— И что это значит? — спросила Грунька Колю.— Это значит, — сказал Снегирёв, — что к нам с бабушкой в гости приехал великан... — при этом он хитро посмотрел на здоровяка Пенкина и даже подмигнул ему, в смысле: кто это собирался мне надавать подзатыльников, уж не этот ли Пенкин, который сейчас прячется за Грунькину спину?..Грунька переглянулась со своими друзьями и сказала:— Ах, к вам приехал в гости великан? Значит, он теперь вскопает твоей бабушке огород, починит крышу и наведёт порядок во дворе.Двор Снегирёвых действительно был в беспорядке, крыша дома протекала, огород был не вскопан, а дорожки не подметены.— А где сейчас твой великан-то? — спросил Костя, выглядывая из-за Грунькиной спины.— Спит, — ответил тихо Коля, хитро улыбаясь. — Вы теперь вообще все разговаривайте потише, а то он не любит, когда ему мешают спать.— Ну теперь у тебя во дворе и в доме будет всё в порядке, — сказала Грунька.— Теперь во всём дачном посёлке будет всё в порядке, а то тут некоторые раскомандовались.— Ой, ребята, — сказала Грунька, — давайте теперь между собой и вправду разговаривать только шёпотом. А то на нас Колин великан рассердится.Но сказала она это почему-то громко и даже рассмеялась.После этого ребята всей гурьбой во главе с Грунькой пошли купаться на речку. А этот хитрый Снегирёв, между прочим, ночью успел на берегу речки на песке сделать большим камнем следы огромных ступней ног, как будто бы и вправду к нему в гости великан приехал, и даже успел позагорать на песке и, может, даже искупаться.А когда возвращались обратно, то Коля по-прежнему стоял у забора, но трусы великана и майка уже не висели.— Где же твой великан-то? — спросила Грунька у Снегирёва.— Опять купаться ушёл на речку, — сказал Снегирёв, улыбаясь и гримасничая.Грунька посмотрела в сторону речки и, лукаво переглянувшись со своими друзьями, сказала:— То-то вода в речке стала выше.И с тех пор, сколько раз с ребятами Грунька ни проходила мимо дома Снегирёвых, всё там было по-прежнему: огород был не вскопан, крыша не починена, а во дворе беспорядок. А великан, по словам Коли, то уходил купаться, то ходил по грибы, то где-то загорал на солнце...Однажды Снегирёв с бабушкой уехали на целые сутки в Москву. Грунька собрала всех своих друзей, и они вместе за день перекопали весь огород — убрали картошку, навели порядок во дворе, починили крышу, собрали с деревьев все яблоки,
"Мальчик у Христа на елке" - это коротенький рассказ, но очень впечатляющий! Не знаю, могут ли найтись равнодушные, прочитавшие его.Недолгая история о маленьком мальчике-сироте.Новый год и Рождество - мои любимые праздники и в эти дни особенно больно видеть бездомных, нищих, обездоленных людей. А детей - больно вдвойне. Достоевский, как никто другой, умел обратить внимание общества на тяготы жизни униженных и оскорбленных. Хочется, чтобы все мы были немного добрее друг к другу и не оставались "глухими" к несчастьям тех, кто оказался более слабым и незащищенным. Советую прочитать этот рассказ всем.
Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
По мнению Бердяева, философия — это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели — в романах и рассказах, поэты — в лирике и поэмах. Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос. Уже в ранний период творчества поэта волнует проблема свободы. Представление поэта о свободе менялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску, свобода понимается в них как вольность, в духе декабристских традиций. Примером может служить стихотворение «Новгород». Древнерусский город выступает здесь как символ демократического устройства России. Обращаясь к декабристам, автор пишет:
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит.
Другие ранние стихотворения отразили романтическое представление поэта о свободе. Так, в стихотворении «Желание» Лермонтов пишет:
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной,
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить
В период более позднего творчества поэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества. Этому посвящено стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Автор говорит о бездушии и лживости высшего света: При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски
Поэт стремится уйти от этих людей и мечтает перенестись в мир детства. Он вспоминает «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», тенистый пруд, тенистую аллею. Интересно, что для поэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Общество мелькает «как будто бы сквозь сон», описание же мира детства близко к природным началам. Противоречие между мечтою и реальностью разрешается в пользу мечты. Она вызывает у автора прилив энергии, желание «бросить им в глаза железный стих». Таким образом, автор утверждает свою внутреннюю независимость от морали светской жизни. Интересно, что в романе «Герой нашего времени», рассказывая о жизни общества, Лермонтов также сравнивает ее с театральным действием. Не случайно в речи Печорина, главного героя романа, мелькают слова из театрального лексикона: сцена, действующие лица, роль, завязка, развязка. Печорин, как и автор, стремится обрести свободу. Но все его попытки обречены на неудачу. Дело в том, что сама эпоха не создала почвы для полезной деятельности. Печорин не находит себе применения. Деятельная натура заставляет его искусственно создавать условия для борьбы. Но своими действиями он приносит лишь страдания окружающим его людям. И Печорин вынужден признаться, что всю жизнь «разыгрывал жалкую роль палача или предателя», так как не смог найти достойного применения своим силам. Понимая это, герой уже не стремится к борьбе, он постепенно теряет интерес к жизни, становится равнодушным. Проблему действия, а вернее, бездействия Лермонтов затрагивает и в стихотворении «Дума». Поэт осуждает своих современников за то, что они не понять «своего предназначенья» и не могут найти свое место в жизни.