«Горе от ума» – известная комедия Александра Грибоедова, знакомая практически каждому читателю. Несмотря на то, что произведение было впервые напечатано на русском языке в 1833 году, представления о человеческих и социальных ценностях, описанные в пьесе, актуальны и сегодня. Грибоедов в произведении затрагивает актуальные вопросы своего времени, касающиеся устройства общества, морали, взаимоотношений между людьми.Современному читателю сложно воспринимать «Горе от ума» как комедию. Объяснением может служить совершенно не комическое амплуа Чацкого – главного героя произведения. Его далеко не комедийные монологи противостоят устоям фамусовского общества, отражающего сущность эпохи.Александр Чацкий яркий собирательный образ своего времени. Он прекрасно образован, имеет свободные широкие взгляды и собственное мнение. После трехлетнего отсутствия Чацкий приходит в дом Фамусова, чтобы увидеть, наконец, Софью, которую полюбил еще до отъезда и любит по сей день. Но почему Софья так холодна? Александру очень хочется найти причину. Но все не так просто: приходится противостоять фамусовскому обществу. Обличая век покорности и страха, Александр Андреевич произносит свои страстные монологи. Известный монолог» «А судьи кто» появился, когда Фамусов поставил в пример достойного молодого человека Молчалина. Обличение лицемерия, морального рабства, нравственных образцов того времени звучит из уст главного героя.Чацкий рассуждает обо всех сферах жизни страны от государственной службы и крепостного права до просвещения и патриотизма. Всюду он усматривает влияние минувшего века. При этом очень страдает нравственно, испытывая и горе от ума, и горе от любви. Потому что причина холодности Софьи наконец-то проясняется: она влюблена в ничтожного, по мнению Чацкого, Молчалина. Его оскорбленное самолюбие выразилось в желчном восклицании: «Молчалины господствуют на свете!».В конце концов, непонятый Александр Андреевич становится чужаком и на балу, и в обществе, которое с радостью подхватывает слух, распускаемый Софьей о сумасшествии бывшего возлюбленного. Свободомыслие Чацкого стало главным камнем преткновения. Очень болезненным было разочарование в Софье, когда открылось ее истинное лицо.Можно долго спорить о правоте и неправоте Александра Андреевича Чацкого, но если бы в любые исторические времена больше было молодых людей, умеющих отстаивать свою точку зрения, болея за Отечество и принося ему пользу, общество было бы намного здоровее.
Картину «Дорога с кипарисами и звездой» Винсент Ван Гог писал уже в сумасшедшем доме в окрестностях Сен-Реми. Это был последний год его жизни, когда периоды безумия перемежались с периодами просветления. За последний год Ван Гог создал полторы сотни картин и больше сотни рисунков. Главные картины последнего года – пейзажи и натюрморты, в которых особенно заметны нервное напряжение в сочетании с динамизмом. На описываемой картине длинная извилистая дорога, ведущая мимо старой гостиницы с едва различимым в окнах светом. В центре картины – огромный прямой кипарис, мрачный, как и состояние души художника в этот период. Верхняя часть полотна – это величественная панорама: высокий желтый тростник, создававшийся длинными мазками кисти, резко очерченные деревья и облака. Отточенность и филигранность в работе оставались с Ван Гогом даже в период, когда он создавал по 2-3 картины и несколько рисунков за неделю. Психолог может найти в этой картине отражение страхов художника. Дорога проходит мимо гостиницы и уходит в никуда, поле и небо соперничают в неприветливости. На дороге видны несколько человек. Интересна эта работа и для астрономов. Художник изобразил новолуние, узкий серп, повернутый к кипарису. Именно так выглядела луна в момент написания картины в середине апреля 1890 года. Слева художник изобразил еще два объекта – Меркурий и Венеру. Интересно то, что эти две планеты он нарисовал в зеркальном виде. Однако Луна осталась неперевернутой. Это не единственный эксперимент Ван Гога с перевернутым небом. Одним из известнейших подобных полотен является «Звездная ночь», в центре которой звездная спираль, напоминающая зеркальное отображение галактики. Сегодня вряд ли получится понять, что означало перевернутое небо для художника. Через три месяца он умер.
Начал прищуривать глаза — место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря. Вот куда затащила нечистая сила! Поколесивши кругом, наткнулся он на дорожку. Месяца не было; белое пятно мелькало вместо него сквозь тучу. «Быть завтра большому ветру!» — подумал дед. Глядь, в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка.