Одной из проблем является влияние любви на личность человека. Благодаря примеру Матера и Маргариты мы можем понять на что это чувство. Оно движет человеком, а также меняет саму личность.
Также затронута тема справедливости. Тем самым Булгаков в образе Иешуа показывает как человек, борющийся за справедливость сталкивается с различным родом трудностей.
В романе Булгакова затронуто множество различных тем, например:
1) Сложность и противоречивость человеческих поступков
2) Человеческое благородство
3) Честь и человеческое достоинство
4) Взаимоотношения людей
5) Восприятие человеком окружающего мира
6) Одиночество человека
7) Человек и искусство
8) Человек и власть, которой он наделен
9) Философские проблемы и тд
Рассмотрим подробнее проблематику влияния любви на личность человека. В романе нам дают понять насколько сильное чувство - любовь. Бал у Воланда. Маргарита была скована вкандалы и терпела эту адскую боль, а также боролась со страхом перед мертвецами ради того, чтобы получить шанс встретить своего возлюбленного - Мастера.
Уже первыми читателями роман воспринимался как сюжетно вполне законченный, несмотря на то что, не получив окончательной художественной “отделки”, как бы остался в “строительных лесах” (не проработаны некоторые сюжетные эпизоды, не всегда ясны мотивы поведения героев, чувствуется эскизность в изображении Владимира Дубровского, Маши Троекуровой, князя Верейского). Изучение планов и черновиков позволило исследователям выявить движение замысла писателя, выдвинуть ряд гипотез о причинах незавершенности произведения и возможном его продолжении. Пушкин, увлеченно писавший роман осенью 1832 г. и зимой 1832/33 г., внезапно охладел к нему и в дальнейшем не возвращался к работе над рукописью. Основной причиной был, по-видимому, обострившийся интерес автора к историческому материалу: создавалась “История Пугачева”, делались первые наброски романа о пугачевщине. В творчестве Пушкина незавершенный роман стал одновременно и вехой на пути от “Повестей Белкина” (1830) к современному социально-психологическому роману, и серьезным шагом к роману историческому — “Капитанской дочке”