При всей своей многогранности проблемы художественного творчества тяготеют к единому центру — воссозданию облика и деяний человека. Оценить художественное произведение, направление творческих поисков - это значит в первую очередь оценить изображенного писателем человека. «Герой... является носителем образа человека. <...> Понятие героя подразумевает объективацию образа в сюжете, становящегося одновременно объектом наблюдения и субъектом событий действовать в сюжетных обстоятельствах и коллизиях, а также их проживать и переживать. Всякий герой - непременно лицо действующее, хотя характер его действий существенно различается в разных литературных жанрах и формах».1 Именно в герое прежде всего отражается движение общества, развитие личности на том или ином историческом этапе,' особенности эстетических воззрений эпохи. Литературный герой всегда фиксирует в себе некую творческую программу,'с позиции которой дается идейно-эстетическая интерпретация явлений материальной и духовной жизни. Правильный выбор героя времени заключает в себе не только радость открытия, но и источник творческой эволюции самого писателя, поскольку художник растет вместе со своими героями. Целостный взгляд на созданного автором героя позволяет определить масштабность художественного мышления писателя, значительность его дарования, характер его возможного новаторства.
В трилогии "Детство. Отрочество. Юность" Л.Н. Толстого выделяется повесть "Юность", главным героем которой является Николай Иртеньев, являющий по происхождению графом. Повесть во многом автобиографична, и рассказывает нам о становлении самого Льва Николаевича.Как и многие подростки, шестнадцатилетний Николенька оказывается перед своеобразным выбором. Школьные годы и детство остались позади, впереди только сложная взрослая жизнь. В моем возрасте возникают точно такие же проблемы, как и у Иртеньева: поиск себя, жизненного пути, профессии.Николай поступает в университет, окунается в светскую жизнь, но под влиянием новых товарищей забрасывает учебу и проваливает экзамен.В трудную минуту Никольнеку общество Дмитрия Нехлюдова, который понимает молодого человека и дает ему жизненные советы. Именно с Нехлюдовым Николай может говорить на различные темы. Так, Коля приходит к выводу, что взросление должно в первую очередь сопровождаться внутренними изменениями и душевными переменами.Путь Николеньки сложен и тернист, но молодой человек проходит его с достоинством.Я думаю, что и мне, и моим ровесникам будет интересно и поучительно прочитать историю Николая, ведь у нас впереди все те же жизненные трудности и формирование характера.
Андрей Болконский
Наташа Ростова
Пьер Безухов
Граф Илья Андреевич Ростов
Николай Ростов
Соня Ростова
Николай Андреевич Болконский
Марья Болконская
Элен Курагина
Анатоль Курагин
Федор Долохов