«Разбойники» — ярчайшее произведение немецкой штюрмерской драматургии, «пламенный дикий дифирамб, подобно лаве исторгнувшейся из глубины юной, энергической души» (В. Г. Белинский). Конфликт этой драмы поляризован в фигурах двух братьев Моор — великодушного Карла и своекорыстного Франца.
Карл — студент, увлеченный сочинениями древнегреческого историка Плутарха и мечтающий о республиканском строе, о возрождении античных добродетелей. Для него нестерпим царящий на родине произвол. «О, если б дух Германии восстал из пепла!»1 — восклицает он. Благородный энтузиаст, Карл не на расчетливость, он движим в своих действиях порывами сердца и высокими идеями. Его брат Франц чужд высоких идей и презирает людей. Им руководят во всем беззастенчивый эгоизм, циничная расчетливость.
Образы братьев даны Шиллером укрупненно, масштабно, их фигуры подняты до символического воплощения одухотворенного добра и бездуховного зла. Но Шиллер не ограничивается моральным противопоставлением этих персонажей. Теме вражды двух братьев (она была популярной в драматургии «Бури и натиска») он придал гражданский характер, создав произведение, по сути призывавшее к революционной борьбе.
Пока Карл в университете мечтает об обновлении мира, Франц затевает против него подлую интригу. Он клевещет отцу на брата, обвиняя его в распутстве и всевозможных преступлениях, и доводит отца до того, что тот проклинает любимого сына. Затем Франц заключает старика в подземелье и морит его голодом, чтобы поскорее взять в свои руки имение. Он преследует невесту Карла Лмалию, угрожая ей заточением в монастырь, если она не уступит его домогательствам. Поведение Франца открывает Карлу глаза на вопиющие противоречия окружающей его действительности. Охваченный горем и возмущением, он становится во главе шайки разбойников-мстителей и объявляет открытую войну всему обществу. Бунтарство штюрмеров превращается в драме Шиллера в нечто большее — в борьбу против социальной несправедливости.
Мысль сделать героем разбойника не была лишь плодом буйной фантазии молодого автора. Слухи о благородных разбойниках, защищающих бедняков и карающих богачей, ходили в народе; в год создания драмы в баварских лесах была обнаружена большая разбойничья шайка. «Место действия — Германия»,— бесстрашно написал Шиллер после перечня действующих лиц, подчеркнув тем самым реальность изображаемых им событий и обстоятельств. В ходе действия драмы он не однажды показывает, что в Германии проявления жестокого деспотизма отнюдь не единичны.
* «Этот рубин снят с пальца одного министра, которого я на охоте мертвым бросил к ногам его государя. Выходец из черни, он лестью добился положения первого любимца; падение предшественника послужило ему ступенью к почестям, он всплыл на слезах обобранных им сирот. Этот алмаз я снял с одного советника, который продавал почетные чины и должности тому, кто больше даст, и прогонял от своих дверей скорбящего о родине патриота. Этот агат я ношу в память гнусного попа, которого я придушил собственными руками за то, что он в своей проповеди плакался на упадок инквизиции»,
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни. Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России. В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена - его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам… Но «Песнь» - не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме - о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, - особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был. В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников. Россию раздирали кризисы – политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки. В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее. Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события – это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует». В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра – именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей. Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы – чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
Выберешь из этого главную мысль. Я обычно так сочинения пишу- ищу в интернете, выбираю основное и немного редактирую)
1). Михаил Иларионовчи Кутузов (встречается в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях, совет в Филях);
2). Наполеон Бонопарт (в таких же сражениях);
3). Князь Андрей Болконский (встречается в таких же сценах, что и Кутузов);
4). Капитан Тушин (его знаменитая батарея Тушина, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения);
5). Граф Пьер Безухов (Бородинское сражение, французский плен с Платоном Каратаевым);
6). Князь Анатоль Курагин (в таких же сражениях);
7). Петр Иванович Багратион (Отечественная война 1812 года);
8). Михаил Богданович Барклай-де-Толли (в таких же сражениях);
9). Федор Долохов (Шенграбенское сражение);
10). Тихон Щербатый (Партизанские сражения).