Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В «Герое нашего времени» получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении «Дума», внимание Лермонтова сосредоточено на современной автору эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания «в гордом одиночестве» (Белинский). В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорива не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. В дневнике записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
Печорин — натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…»
Самые страшные минуты его жизни неразрывно слились с картинами, от которых не могло не защемить сердце: «Вот уже Москва осталась .'позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались, избы; Повеяло Деревней» . Может быть, лишившись Муму, он в отчаянном горе своем ощутил не только острую точку одиночества и потерянности, но и близость жестоко отнятого у него мира, всегда готового согреть лучами -солнца, одарить лаской летнего, ветерка и запахом .поспевающей ржи.. . Разве человек» являющийся частью этого мира, ( может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в, чужих руках?
И ответ на этот вопрос станет настолько : очевидным для Герасима, что недавняя убежденность в безвыходности ^своего .положения покажется ему пустой и надуманной и у него не возникнет и тени сомнения в противозаконности своего ухода из города.
Читатель становится свидетелем того, как могучая натура Герасима, олицетворяющая физическое и нравственное здоровье, с невероятными усилиями отторгает яд рабства, в тяжких испытаниях обретая свободу выбора. И дыхание этой свободы наполняет его истомленное сердце предвосхищением близкого счастья, которое никто уже не сможет отнять. Сравнение со львом ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей.
И действительна в будущем никто ; не посягнет на, его свободу, но предчувствие близкого счастья окажется обманчивым, потому что тяжкие воспоминания горьких» утратах навсегда останутся с, ним, ..•
Как жаль, что рассказ этот, совсем не для малышей написанный, незаметно ушел от взрослого читателя,