В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» черт является олицетворением злого и коварного человека, который всегда пытается навредить другим людям и при этом постоянно терпит поражение. Но, как всем известно, на любого отрицательного персонажа всегда есть положительный. В повести Гоголя противовесом черту является кузнец Вакула.
Вакула нарисовал картину в церкви, на которой черт был изображен не в самом лучшем свете. Черт же в ответ на такое оскорбление захотел отомстить и украл с неба луну. Тогда на земле воцарилась кромешная тьма. Однако Вакула силой своего ума смог преодолеть козни черта. Он догадался о том, что в мешке сидит не кто иной, как черт. Да, черт хитер, но и Вакула не промах. Он сумел перехитрить черта. Таким образом, становится понятно, что и хитрость здесь сыграла не маловажное значение.
В произведениях подобного рода добро всегда побеждает зло. Но никто не задумывается почему. Однако, вдумчиво прочитав повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», мы осознаем, что главной движущей силой положительных персонажей, таких, как Вакула, является доброта, смелость, ум и хитрость.
Обычным мальчишкой - со всеми его достоинствами и недостатками.. .
Том Сойер присутствует, по крайней мере, в ещё трёх незаконченных произведениях Марка Твена — «На школьном холме» (англ. Schoolhouse Hill), «Заговор Тома Сойера» (англ. Tom Sawyer's Conspiracy) и «Гек и Том среди индейцев» (англ. Huck and Tom Among the Indians). И хотя все две незаконченные работы были изданы после смерти автора, только «Заговор Тома Сойера» может похвастаться законченным сюжетом, так как Твен забросил остальные две работы, успев закончить всего несколько глав.
Имя выдуманного персонажа могло быть взято у реального человека по имени Том Сойер, с которым Твен познакомился в Сан-Франциско, Калифорния, где Марк Твен работал репортёром «San Francisco Call». Характер персонажа был списан с трёх мальчиков, с которыми был знаком Марк Твен, пока рос.
Характер Тома как нельзя лучше раскрыт в одной из первых глав, в которой Том, с удивлением вывел некую формулу из области человеческой психики: если дело, какое бы трудное, не оплачивается, то оно интересно, потому что оно — хобби. Стоит же предложить за это дело плату — как оно становится работой и теряет свою заманчивость.