Скажите разве обычный читатель задумывается над композицией произведения? Но правил без исключений не бывает. Перелистывая как-то страницы романа, я остановился на дуэли Печорина с Грушницким. Конечно же, зачитался, потому что очень люблю этот эпизод. И вдруг поймал себя на том, что я знал результат этой дуэли еще до развязки! Знал! Причем автор не раз упоминал об этом! В дневниковых записях, где Печорин рассказывает о своем настроении в крепости (повесть «Бэла») , во встрече с Печориным на станции, в сообщении о его смерти в Персии.. . Я был просто поражен: как же так, зачем заранее снимать напряжение в одном из ключевых эпизодов? Только потом понял: Лермонтов достиг этим более высокой цели: зная, что случится, я — с не меньшим увлечением! — читал, анализируя, как это произойдет. И вдруг мне открылась высшая справедливость Печорина, его желание иметь право, поставив человека в опасную ситуацию, самому эту ситуацию испытать. Мне стала понятна его доброта и возможность простить соперника, если тот публично признает перед всеми свою вину, докажет, что не утратил до конца порядочности и человечности. Как-то на себе ощутил, как грустно и одиноко Печорину среди тех людей, и даже посочувствовал ему, который раньше казался мне несправедливым эгоистом. А как он вырос в моих глазах после предсмертного (а перед смертью не лгут! ) признания Грушницкого: «Я вас ненавижу, а себя призираю» , — то есть даже враг уважает его. Вот вам и время, вот и размещение частей произведения в определенной последовательности, на которую мы привыкли не обращать внимания! Тогда я открыл содержание романа, положил перед собой чистый лист бумаги и записал события в том порядке, в каком они происходили. Вроде бы порядок восстановлен. Но куда же исчезла острота чувств? Только недоумение вызывают слезы Печорина, когда он не догнал княжну Веру. Как-то стирается сочувствие к нему, когда он навсегда теряет Бэлу. И не капризом молодого офицера, любимица судьбы, предстает его поведение с Максимом Максимовичем в крепости, а просто жизнью — существованием человека, который, несмотря на молодость, уже так во всем разочаровался: в друзьях, карьере, в любви. Поэтому и в Персию на наших глазах отъезжает не тридцатилетний мужчина, а совсем старый, усталый человек, которому безразличны прежние знакомые, страницы дневника — застывшие часы и минуты собственной жизни, память о себе.. . С трех разных сторон, с трех точек зрения показывает Печорина автор: через восприятие Максима Максимовича, через откровенные строки дневника и своими глазами. То есть, получается, читатели видят и узнают Лермонтова в случайном спутнике Максим Максимыча, в его собеседнике на постоялом дворе! А главное — создать роман с тайным движение мысли, с необычным построением, которое превращает мир героев в стереоскопический мир. Роман о герое своего времени.
Мое родное Ставрополье Мое родное Ставрополье – Орлиный солнечный простор. Люблю степей твоих раздолья, Твои папахи снежных гор. Люблю, продутые ветрами Твои курганы и поля, Казачьи песни над дворами, Где рукоплещут тополя. Люблю орлов, парящих в сини, Колосья нив, и шум садов, И зноем пахнущие дыни На рынках шумных городов. Мое родное Ставрополье, Люблю тебя я с давних пор. Во мне живут твои раздолья, Твои папахи снежных гор. Рыбалко С. Ставрополь.Иван Васильевич Кашпуров. Люблю я русскую природу: Березки в дымке голубой, Стада, пасущиеся всюду, И реки с чистою водой. Люблю лесов благоуханье И запах скошенной травы, И пчел роящихся жужжанье, И шум проснувшейся листвы. Люблю тебя, земля родная, За то, что Родина моя! И не найти прекрасней края, Чем Ставропольская земля! Иван Васильевич Кашпуров. Ах, Ставрополье, синий край России. Лежит оно в равнинах и горбинах, Лежит на стыке четырех ветров. Ах, Ставрополье, синий край России, Ты – песня,наших отцов. Мне открывали даль твои рассветы, А степи – немятую траву… Куда б меня не заманили ветры – Тебя от сердца я не оторву.
Для духовного развития России именно 19 век стал определяющим. Во-первых, искусство вышло за рамки ограниченных "потребителей", стало доступным массам, потому что народ стал образованнее, потому что искусство приблизилось к народу, стало выражать идеи на понятном любому грамотному человеку языке. В 19 веке сформировалась система каждого вида искусства, то есть сложились законы жанров, средств, взаимоотношений создающего и воспринимающего произведение. 19 век - расцвет в России литературы, музыки, театра, живописи, стабильное развитие архитектуры и скульптуры. Русские деятели искусства 19 века обогатили мировое искусство, и по сей день все в мире знают Пушкина, Толстого, Чайковского и т. д. В 19 веке, как никогда более, искусство служило интересам народа, было его общественным рупором; именно в консерватории, театре, на страницах литературно-художественных журналов велись дискуссии о развитии страны, улучшении положения народа и роли государства в мире.
Но правил без исключений не бывает. Перелистывая как-то страницы романа, я остановился на дуэли Печорина с Грушницким. Конечно же, зачитался, потому что очень люблю этот эпизод. И вдруг поймал себя на том, что я знал результат этой дуэли еще до развязки! Знал! Причем автор не раз упоминал об этом! В дневниковых записях, где Печорин рассказывает о своем настроении в крепости (повесть «Бэла») , во встрече с Печориным на станции, в сообщении о его смерти в Персии.. .
Я был просто поражен: как же так, зачем заранее снимать напряжение в одном из ключевых эпизодов? Только потом понял: Лермонтов достиг этим более высокой цели: зная, что случится, я — с не меньшим увлечением! — читал, анализируя, как это произойдет. И вдруг мне открылась высшая справедливость Печорина, его желание иметь право, поставив человека в опасную ситуацию, самому эту ситуацию испытать. Мне стала понятна его доброта и возможность простить соперника, если тот публично признает перед всеми свою вину, докажет, что не утратил до конца порядочности и человечности. Как-то на себе ощутил, как грустно и одиноко Печорину среди тех людей, и даже посочувствовал ему, который раньше казался мне несправедливым эгоистом.
А как он вырос в моих глазах после предсмертного (а перед смертью не лгут! ) признания Грушницкого: «Я вас ненавижу, а себя призираю» , — то есть даже враг уважает его. Вот вам и время, вот и размещение частей произведения в определенной последовательности, на которую мы привыкли не обращать внимания! Тогда я открыл содержание романа, положил перед собой чистый лист бумаги и записал события в том порядке, в каком они происходили.
Вроде бы порядок восстановлен. Но куда же исчезла острота чувств? Только недоумение вызывают слезы Печорина, когда он не догнал княжну Веру. Как-то стирается сочувствие к нему, когда он навсегда теряет Бэлу. И не капризом молодого офицера, любимица судьбы, предстает его поведение с Максимом Максимовичем в крепости, а просто жизнью — существованием человека, который, несмотря на молодость, уже так во всем разочаровался: в друзьях, карьере, в любви.
Поэтому и в Персию на наших глазах отъезжает не тридцатилетний мужчина, а совсем старый, усталый человек, которому безразличны прежние знакомые, страницы дневника — застывшие часы и минуты собственной жизни, память о себе.. . С трех разных сторон, с трех точек зрения показывает Печорина автор: через восприятие Максима Максимовича, через откровенные строки дневника и своими глазами. То есть, получается, читатели видят и узнают Лермонтова в случайном спутнике Максим Максимыча, в его собеседнике на постоялом дворе!
А главное — создать роман с тайным движение мысли, с необычным построением, которое превращает мир героев в стереоскопический мир. Роман о герое своего времени.