Основной темой во всех произведениях Александра Трифоновича Твардовского является жизнь народа на крутых переломах и поворотах его истории. Это и военная тематика в годы Великой Отечественной войны, и послевоенная.
Поэма «Василий Теркин», одна из самых громких произведений поэта. Она посвящена Великой Отечественной войне и рассказывает нам о судьбе простого солдата. Поэма пронизана духом патриотизма, и потому, очень близка любому читателю. Ведь именно эти обычные солдаты-бойцы воевали за свою Отчизну, не жалея жизни своей, именно они вошли в историю победителями и навсегда останутся в наших сердцах!
Еще одно произведение Твардовского «За далью-даль» рассказывает о послевоенных событиях, а именно, о жизни народа после войны, о том, как люди учились жить заново в мирное теперь уже время.
Произведение «Страна Муравия» посвящена периоду коллективизации 30-х годов. Здесь события раскрываются в рамках наблюдения и опыта крестьянина – единоличника Никиты Моргунка.
Вообще, все произведения Твардовского замечательные. Их отличает правдивость, острота и точность, простота и легкость стихотворной формы.1.Как звали родителей Мустая Карима? Отец – Сафа Кадырович, родная мать (вторая жена отца) Вазифа Хафизовна, старшая мать (неродная, первая жена отца) Минлеямал.
2.Кто назвал Мустая Карима мельником?
Возможно, он сам себя так назвал.
3.В каком году и где поэт встречался с Заки Валиди?
М. Карим: «Последнего из авантюристов, мечтавших о троне в обособленном башкирском ханстве, я встретил семнадцать лет назад в Стамбуле. Его звали Заки Валиди.
«Путь, ставший судьбой» (Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества» — 2/1982). Встреча в Стамбуле, 1965 г.
4.Кто являлся духовным наставником Мустая Карима?
Первым наставником Карим называет Габдуллу Тукая, своего учителя Кадыра Даяна. Также поэт говорит, что последние двадцать лет его творчества связаны с именем А.Т. Твардовского, его оценкой произведений. Карим также говорил, что его духовным наставником являются все люди вокруг.На протяжении всей жизни также его духовным наставником была его старшая мать Минлеямал.
5.За какие произведения поэту были присуждены Государственная премия СССР и Ленинская премия?
Государственная премия СССР 1972 г. присуждена за книгу стихов «Годам вослед». Ленинская премия в 1984 г. присуждена за трагедию "Не бросай огонь, Прометей!" и повесть «Долгое, долгое детство».
6.Как назывался первый сборник стихов Мустая Карима и в каком году он был издан?
1938 г - первый сборник стихов «Отряд тронулся».
7.У кого в повести «Долгое-долгое детство» был волшебный карман в камзоле? Что можно было там найти?
Цитата из повести: «Я… еле-еле дотягиваюсь до кармана ее (Старшей Матери) белого камзола. Это волшебный карман. Кусочек сахара, горстка изюма, пряничные крошки, сушеная черемуха, каленый горох - разные вкусные вещи то и дело возникают в нем. Иной раз и медные деньги звякнут (а силу денег мы уже знаем!). Словом, карман этот - клад неисчерпаемый... Вот и сейчас: только сунул руку - как два крупных урюка вкатились в горсть…Может, с этого дня и мой карман станет для них волшебным. "В щедрые руки добро само плывет", - говорит Старшая Мать.
8.Как называла Старшая Мать главного героя повести «Долгое-долгое детство», и что означало это слово? Она называла его «Синнай» –что значит «ценный».
9. Где снят фильм по повести Мустая Карима "Долгое-долгое детство"?
Фильм по повести Мустая Карима "Долгое-долгое детство" снят в 2005 году. Реж. Булат Юсупов.
Основные съемки картины проходили в деревне Баиш Баймакского района. Съемочный период длился более двух лет.
10.Перечислите произведения Мустая Карима, написанные для детей.
«Радость нашего дома», «Таганок», "Батя Ялалетдин", «Скворчонок», «Петушиная мельница», «Туда или сюда?», повесть «Долгое-долгое детство»
11.Назовите несколько стихотворений, входящих в цикл «Европа – Азия»?
«Я-россиянин», «О березовом листе», «Европа-Азия», «Сабантуй», «Триста джигитов», «Отчий дом».
12. За три года до Великой Отечественной войны Мустай Карим написал почти пророческое стихотворение. Как оно называется?
Стихотворение «Комсомольский билет» 1938 г. В нем писатель предсказал сове ранение в 1942 г.
13.Ромео и Джульетта в произведениях Мустая Карима?
Прообразы Ромео и Джульетты (Акьегет и Зубаржат), история о несчастной любви, о духе свободы четко прорисованы в пьесе «Ночь лунного затмения», 1963 г.
14.Перечислите поэтические детали в поэме «Черные воды».
Поэма построена на приеме антитезы: Нетленный мир, созидание природы противопоставлены разрушительной, убивающей все силе войны. (небосклон горит огнем войны, а все так же зреет рожь, к меду летит пчела…)
В поэме представлены два плана: реальность природы, и нереальность, чуждость войны. Война – это страшный сон наяву.
Центральной представляется тема времени, терпения – время все меняет, все проходит: «О гордая сестра моя! Терпенье - исчезнут пятна, растворятся тени».
Поэма насышена образами: дождь – слезы людские, человек – лист мирового древа.
В поэме широко представлены олицетворения: земля стонала, плакала, дождь шуршит..
Сравнения: капли слез-капли огня, стояли, как после смерча.
Звукопись и цветопись также очень важны для большей художественной изобразительности поэмы: частотны упоминания черного цвета, идет сосредоточение шипящих согласных. Повтор междометия «о» несет в себе мотив плача.
В поэме поднимается вопрос вечного выбора человека в минуту страшного испытания: свернуть с пути, сдаться или идти в перед, и, возможно, отдать жизнь. Вечный выбор человека между долгом и предательством.
Поэма, несмотря на описанные ужасы войны, в конце жизнеутвержительна. Всегда есть вера в лучшее: даже если была буря – все высохнет, прорастет заново, все изменится.
15.Кто перевёл произведения Мустая Карима на русский язык?
Ильгиз Каримов, Михаил Светлов, Михаил Дудин, В. Тушнов, Семен Липкин, Александр Ойслендер, Рамиль Хакимов, Елена Николаевская, Ирина Снегова. Примечательно, что сборник «Возвращение» Карим переводил и сам лично, работая с Е. Николаевской и И. Снеговой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ:
Почему важно уметь сострадать другому?
Умение сочувствовать, сострадать другому - крайне важное душевное качество человека. Я считаю, что умение сострадать относится к тем качествам, которые делают человека человеком. Ведь Homo Sapiens - человек разумный - существо социальное. А значит, человек - не просто существо, но и часть социума, постоянно взаимодействующая с другими людьми.
Сострадание, на мой взгляд, имеет глубокий смысл. Благодаря ему, люди ощутить чужую боль как свою. Сострадая, сочувствуя и другим, человек и сам становится лучше. Сострадание невозможно без умения понять другого человека и поставить себя на его место. Поэтому черствые люди, не на сочувствие, по моему мнению, люди примитивные. Они не понять другого человека, который отличается от них самих. Поэтому черствые люди обычно категоричны и склонны обо всех судить по себе.
Человек же сочувствовать другим людям, намного более развит духовно. Такой человек не будет сходу осуждать кого бы то ни было. Он понимает, что люди разные, и обстоятельства в жизни бывают разные. Кроме того, никто в мире не застрахован от жизненных невзгод. И очень может быть, что каждому из нас когда-то понадобится чье-нибудь сочувствие и сострадания. просто потому, что такова жизнь.