Герой повести не желает идти в департамент, где он чинит перья для директора, который давно уже указывает ему на путаницу в мыслях. Но все-таки он одевается и выходит из дома, и встречает дочь директора департамента, которая входит в магазин, оставив собачку Меджи на улице. Мимо проходят знакомые начальника с собачкой Фидель. В результате, к своему удивлению, герой делает вывод, что понимает разговор двух собачек. В департамент приезжает дочь директора. Герой повести восхищен ее красотой, весь оставшийся день думает о ней и хочет жениться.
Чтобы больше узнать о директоре и его дочери, он принимает решение похитить переписку двух собачек, о которой узнал из их разговора. Проникает в дом знакомых директора и крадет переписку Фидель и Меджи. Читает их письма, из которых узнает много нового. Меджи сообщает, что ее хозяйку Софи навещает молодой камер-юнкер, к которому она неравнодушна, дело даже близится к свадьбе. О себе он читает далеко не самые приятные вещи: оказывается, Софи смеется над ним. Чиновник возмущен прочитанным и вспоминает примеры из истории, когда простой человек неожиданно для всех оказывался знатным вельможей или даже самим государем. Из газет он узнает об исчезновении испанского короля. Перестает ходить на службу, так как ему не дают покоя испанские события, он мнит себя королем Испании.
больше трех недель, а он все не появлялся в департаменте. К нему домой с требованием прибыть на службу приходит экзекутор. Герой идет в департамент, но директора уже не боится, поскольку презирает его. На месте директорской подписи на одном из документов важно расписывается: "Фердинанд VIII". Затем идет на квартиру к директору, где заявляет его дочери о том, что будет вместе с ней несмотря ни на что, а затем делает абсурдный вывод, о том, что все женщины влюблены в черта.
Дома он разрезает вицмундир и шьет из него мантию. Чтобы представиться ко двору, он ходит на почту узнать, не прибыли ли еще испанские депутаты. Приезжают "депутаты", сажают его в карету и везут в "Испанию", то есть в сумасшедший дом. Пациентов он принимает за солдат. Санитар там бьет его палкой, ему бреют голову, но герой принимает все это за испанский народный обычай. С ним обращаются непочтительно, то есть не так, как обращаются с королем, поэтому он считает, что попал в руки инквизиции.
перед собой грандиозную задачу: «Возвратить человека к жизни –
сколько славы доктору, когда он безнадежного больного!
А нравственно погибающий ум, душу?.. »
Поначалу кажется, что у нее это получилось: «“Жизнь, жизнь опять
отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она в ваших глазах,
в улыбке, в этой ветке, в Саstа divа…
все здесь… ”
Ольге нравилась «роль путеводной звезды» , «луча света» для Обломова.
Она звала и «толкала его вперёд» . Её настойчивость побеждает на время
лень Обломова. Ольга заставляет его читать газеты и книги и рассказывать
ей их содержание, совершает с Обломовым прогулки по окрестностям
Петербурга, побуждая спутника подниматься на каждый пригорок.
Он посещает по Ольги музеи, магазины, а дома пишет деловые
письма старосте в имение. Ольга добивается от Обломова и физического
движения, и умственной работы. Она сравнивает свою роль с ролью врача,
больного. Поведение безвольного Обломова доставляет ей
немало страданий. Видя нерешительность действий Обломова, она с тоской
признаётся ему, что «теряется в соображениях» и что «у неё гаснут ум и
надежда» .
Когда Обломов, нерешительно отодвигая вопрос о свадьбе, заявляет Ольге,
что пройдёт ещё «какой-нибудь год» и Ольга станет его женой, у Ольги
открываются глаза.
Она поняла, что мечта её о перевоспитании Обломова разбилась о его
непобедимую лень.
Разрыв с Обломовым стал для неё неизбежен. Ольга говорит жениху:
«Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь,
ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то
ещё, а чего - не знаю! » Автор разъясняет дальше: «Признав раз в избранном
человеке достоинства и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить- переставала и любить, как случилось с Обломовым».