- Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!
У каждого человека в жизни бывают минуты радости и грусти, взлётов и падений. И каждый из нас переживает это по-своему: радуется своим достижениям или принимает жестокий удар судьбы. Так и в романе "Война и мир" мы видим счастливые и грустные минуты одного из главных героев Андрея Болконского. Он живёт со своими мыслями, идеями, целями и у него свой взгляд на мир.
В начале романа мы видим Андрея, мирно живущего со своей молодой женой, как и подобается для общества того времени. Но в мыслях у него совсем не такая жизнь, он мечтает вовсе не об уюте и комфорте. Болконский четко знает свою цель, и он стремится к ней, тратя на это все свои силы. В мечтах Андрея стоят только слава, подвиг и победа русской армии, но, прежде всего, собственное торжество и мысль о подвиге, который бы вознёс его на пьедестал почёта.
На поле Аустерлица он был практически счастлив, Андрей верил в успех русских и в свой собственный успех. Он был уже близок к осуществлению своей мечты, но поражение России разрушило все грёзы и вернуло его в реальность.
В начале романа кумиром князя Андрея был Наполеон, Болконский стремился стать таким же, как он. Но, когда Андрей видел небо Аустерлица, в его душе и мыслях произошёл переворот, он понял, что счастье не во славе, а в доме, в семье, в детях… И в это самое мгновение Болконский осознал, как же ограничен Наполеон, как он ничтожен и "мал", по сравнению с счастьем, которое открыл для себя Андрей. Но надежды вновь не оправдались и он снова не смог обрести своего счастья. Внезапно умирает при родах жена, и у него на руках остаётся осиротевший сын. Болконский ощущает себя одиноким, несчастным, думая, что жизнь его кончена в тридцать один год. Вовремя к нему на приходит друг Пьер, он оказывает значительное влияние на взгляды Андрея. Свидание с Безуховым в совокупности с майской ночью в Отрадном, когда он впервые встретился с Наташей, возрождают и обновляют Андрея. Он вдруг понимает, глядя на зелёный, свежий и красивый дуб, который ещё недавно был голый и корявый, что жизнь его ещё не кончена, что необходимо бороться за своё счастье. И Андрей находит для себя новое занятие и нового человека, которого он снова боготворит - это Сперанский со своей разработкой об отмене крепостного права. Болконский думал, что счастье - работа для народа, для его блага. Но после встречи с Наташей он понимает, как "фальшивы" были все ценности его жизни до этого момента. Князь Андрей осознаёт настоящее земное счастье. Но и здесь Болконский не успевает полностью насладиться им, так как переносит свою свадьбу на год и уезжает за границу. Там он ощущает полную свободу мыслей. И именно в Европе Андрей осознаёт, что у него с Ростовой полное непонимание. Здесь, в очередной раз, удача уходит из его рук, хотя он уже держал её. С изменой Наташи у князя Андрея вновь меняются взгляды, идеи и мысли. Перед Бородинским сражением он понимает, что победа или поражение зависит не от штаба, а от настроя народа, солдат.
Когда Болконский был ранен, он осознал, что не хочет расставаться с жизнью, так как было ещё что-то, чего он не понял. Наверное, он почувствовал земное счастье, которое постоянно ускользало от него, которое Андрей так и не сумел прочувствовать от начала до конца.
В доме собираются гости. Из некоторых моментов мы видим, что финансовое положение Ростовых оставляет желать лучшего, но граф не хочет думать об этом. Тем более, он не смеет отказать в деньгах своей жене. Вот в гостиной Ростовых собрались гости. Все ждут прибытия Марьи Дмитриевны, негласного авторитета в их среде. Эта женщина отличалась прямотой, честностью, открытостью. Важно также и то, что она всегда говорила только на русском языке. Это для писателя показатель патриотичности, истинности натуры героини. Кроме того, важно, что Марья Дмитриевна является другом Ростовых. Значит, и сами они люди, обладающие большой душой, чистые, искренние, светлые. В этом мы будем убеждаться на протяжении всего эпизода, в котором раскрываются характеры графа Ростова, Наташи, Сони, Берга и других. Вот мы видим, что в ожидании Марьи Дмитриевны гости ведут беседы. Основной темой для разговоров является, безусловно, близкая война с французами. Граф Ростов, как ребенок, наслаждается тем, что свел в споре двух очень разных людей – Шиншина и Берга. Получается очень живой и ироничный разговор, вокруг собеседников собираются люди, смеются, заинтересованно слушают. Граф наслаждается всем этим, радуется общению, празднику, веселью: «Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников». Данный эпизод дает нам и характеристику офицера Берга, будущего мужа Веры. Это холодный и расчетливый немец, абсолютно инородный в семье Ростовых, как, впрочем, и Вера. Берг полностью зациклен на себе, своих интересах и потребностях: «Разговор его всегда касался только его одного… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием». Этот человек не понять другого человека, посочувствовать ему, просто заинтересоваться. Своей холодностью и эгоизмом Берг напоминает мертвеца.