Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.
Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).
— Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?
(Скорее первое.)
— Какие образы передают в картине глубину пространства?
(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)
— Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
— На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
— Какие тропы встречаются в этих строках?
(Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)
— А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём.)
— С чем может быть связано появление этого образа?
(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)
— Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)
— Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
(Возможно, это грусть.)
Следим за взглядом героя дальше.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
поэт сопоставляет слово с древнейшем наследием человечества, которве сохранились с нами и утратили свое звучание. и только слово имеет жизне-важное значение, и не утрачивает значение, живет и процветает. Бунин считает это бесценным ларом, которым обладает наше человечество
или
ответ:Обратимся к стихотворению Ивана Бунина.
«Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Обратите внимание на антитезы первой строфы. Противопоставлены мёртвое и живое, все материальные свидетельства истории – гробницы, мумии и кости, даже всё названное мировым погостом, – слово, Письмена. Казалось бы, перед нами простое рассуждение. Но это художественный образ, обладающий особой глубиной. Вы видите здесь олицетворение: молчат гробницы, мумии и кости, их молчание свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, и без слова открыть их невозможно. Поэт утверждает: слову жизнь дана, и это – олицетворение тоже очень значимо. Слова гробницы, мумии и кости – метонимия, называющая часть от целого – «все материальные памятники истории» . Мировой погост – тоже слова в переносном значении, метонимический образ – кладбище всей мировой истории, человеческого И слово – тоже метонимия, это всё, что выражено словами: и сам язык, речь.
Но дело не только в том, что поэт использовал в стихотворении тропы, а в том, что каждое слово, в том числе и употреблённое в прямом значении, образно (вспомните три признака понятия «образ» и заметьте: здесь слова организованы творческой волей поэта, они сохраняют соё лексическое значение и приобретают в стихах новое, предельно ёмкое значение) . Удивительно, как в одном четверостишии поэт необычайно лаконично высказал глубокую мысль о важнейшем достоянии человека – языке как концентрации человеческого опыта, о памяти, нашедшей воплощение в слове. Можно бесконечно размышлять об этом, находить новые аргументы – всё это доступно вдумчивому читателю.
Мысль поэта охватывает всю мировую историю и настоящее, на всё это поэт смотрит с позиций вечности. Он говорит обо всём человечестве – здесь нет географических и этнических рамок. Он проникает в сущность каждого человека, выделяющую его из остального живого мира, – обладание речью.
Главную роль здесь играет стих – пятистопный ямб, размер, использовавшийся обычно в элегиях, стихах-размышлениях («Безумных лет угасшее веселье…» , «Отговорила роща золотая… » и др.) . А с какой изумительной точностью построен текст! Вначале – тезис, доказательства его содержатся в нём самом. Затем – восклицательное предложение – вывод: «И нет у нас иного достоянья! » Это у нас – и всё человечество, и русский народ, потому что мысль поэта обращается к родине (а это 1915 год, Первая мировая война, угроза уничтожения, стоящая перед народами многих стран и перед Россией) . И дальше – призыв, подчёркивающий высказанную мысль: «Умейте же беречь… »
Вдумайтесь в ёмкий образ: «Наш дар бессмертный – речь» . Здесь значимо каждое слово: речь – дар, речь бессмертна, в отличии от всего остального. А современность характеризуется так: дни злобы и страданья. Здесь поэт имеет в виду не только войну, но и внутренние конфликты в стране и в самом человеке.
Мы рассмотрели стихотворение И. А. Бунина, в котором он размышляет о вечных вопросах человеческого бытия. Сможет ли человек преодолеть кризис и обрести смысл жизни? Сохранится ли человечество или уничтожит само себя? В чём путь к Предельная лаконичность бунинских стихов вызывает ассоциации, требует усилий для освоения текста, но эти усилия читателя не тщетны – работа души принесёт свои плоды, и в этом может убедиться каждый.
Объяснение:
всех кусает нас за нос?
Потому что хочет он,
чтоб скорей зашли мы в дом!