андрий – младший сын тараса бульбы. он вместе со своим старшим братом остапом окончил киевскую бурсу, где учился охотно, без напряжения, мечтал о подвигах и сражениях. он был изобретательнее, чем его брат, умел увёртываться от наказания.
в отличие от остапа андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений. с самой ранней юности он начал ощущать «потребность любви». именно любовь заставляет андрия совершить преступление, перейти на сторону врага. для него воплощением любви становиться прекрасная панночка: «кто сказал, что моя отчизна украина? кто дал мне её в отчизны? отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. отчизна моя – и всё, что ни есть, , , погублю за такую отчизну! » андрий готов был служить паночке до последней капли крови. из - за любви козак предаёт свою отчизну: «а что мне отец, товарищи и отчизна? так если ж так, вот что: нет у меня никого! никого, никого! ». андрий отказался от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата.
андрий начинает сражаться на стороне врага против своих вчерашних друзей соратников. смерть выступает достойным наказанием для человека, совершившего такое предательство. тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» андрия, который «был и мёртвый прекрасен». андрий погиб за свою любовь, судьба его была трагична
печорин не виновен в гибели бэлы, его вина лишь в том, что он отнял её у мужчины, который был в неё влюблён и не захотел смириться с потерей любимой женщины. в гибели бэлы виновен только казбич.
…понимая, что скрыться от преследователей не удастся, казбич кинжалом ранил бэлу. «такой злодей: хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в самый разбойничий удар! » печорин напрасно целовал холодные губы бэлы, ничто не могло ее в себя. бэлу в крепость, где ее осмотрел лекарь. на следующий день после ранения бэла пришла в себя ночью стала бредить. когда бред прошел, бэла «начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою григория александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой»… после долгих мучений, спустя два дня девушка умерла….после того как бэла умерла, максим максимыч и печорин выходят на крепостной вал: « мы ходи¬ли взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и у меня мороз пробежал по коже от этого » бэлу похоронили за крепостью, у речки…но максим максимович высказывает мысль о том, что хорошо, что бэла умерла, потому что она бы не выдержала охлаждения печорина к
в предисловии к роману «герой нашего времени» лермонтов замечает: «наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. она не угадывает шутки, не чувствует она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое под одеждою лести наносит неотразимый и верный довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
новаторство лермонтова в «герое нашего времени» во многом определяется диалектическим подходом к « души человеческой», легшим в основу метода психологического реализма. чтобы выявить процесс духовного искажения личности порочной средой, его типичность и неизбежность, писатель оттеняет формирующие характер моменты в жизни других персонажей романа, людей добрых и чистых сердцем. максим максимыч до глубины души потрясен равнодушием печорина при встрече старых друзей после разлуки. жестока была и бэла, не замечая привязанности и преданности штабс-
создавая крупным планом психологический портрет печорина писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание печорина.
по выражению белинского,
бэла - «одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе».
печорин - «в самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. причины раздвоения — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». «это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». «нет, это не эгоизм! эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. страдание есть удел одной любви».
Ванька пишет письмо своему деду, описывает свою нелегкую жизнь, надеясь, что его заберут обратно домой.
Он с тоской и любовью вспоминает дедушку, его веселый нрав и доброту. Вспоминает, как хорошо ему было дома, когда была еще жива его мама, когда о нем заботились и любили его. Вспоминает как его дед ходил за рождественской елкой для господ и брал его с собой, как украшали елку, как барышня угощала его леденцами и учила читать.
Продолжая письмо, Ванька по-детски описывает город, большие улицы, магазины.
Но тоска не покидает его и он Христом богом молит деда забрать его.
Запечатав конверт, Ванька подписывает его "на деревню дедушке".
Для читателя окончание письма самый грустный момент рассказа, мы понимаем, что письмо с таким "адресом" не дойдет, что дедушка его не получит и не приедет за Ванькой. Сердце сжимается от жалость к мальчику. Я представляю, как десятилетний мальчишка бежит по темной улице в драной шубейке, как крепко сжимает в грязном кулачке письмо, как с радостью и волнением опускает его в почтовый ящик и как запахнувшись покрепче, бежит обратно в дом, где его никто не любит и где отнимают его детство. Вот он с улыбкой засыпает в холодных сенях на лавке и ему снится дедушка, теплая печка и уют родного дома. И он счастлив, потому что теперь у него есть надежда. Надежда, что жизнь его изменится и он будет ждать этого, долго ждать и верить...